Взаимосвязь социальной адаптации и конфликтного поведения школьников
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире человек часто сталкивается с необходимость адаптироваться к постоянно изменяющимся условиями окружающей среды. Социальная адаптация является важнейшим аспектом нормального функционирования индивида в социуме. Социально адаптированный человек чувствует себя уверенно и комфортно, вследствие чего, лучше выполняет свою работу, учится, выстраивает гармоничные отношения с другими людьми, не испытывая при этом лишних трудностей и дискомфорта.
Тема адаптации личности является одной из важнейшей в психологической науке, так как в данный момент существует тенденция к сохранение и поддержанию психического здоровья людей, а соответственно необходимо изучать основные закономерности, факторы и механизмы адаптационного процесса.
Успешная социальная адаптация предполагает построение положительных взаимоотношений индивида с членами той социальной среды, в которой он находится, а также усвоении и принятии основных норм, ценностей и правил.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.........................................................................................…… 3
1 Конфликтное поведение и социальная адаптация личности: теоретико-методологические проблемы изучения.........................................… 9
Конфликтное поведение: основные характеристики..……..9
Понятие и основные факторы социальной адаптации...… 16
Конфликтное поведение и социальная адаптация: проблемы взаимосвязи……..........................................................................……………27
Эмпирическое исследование конфликтного поведения и социальной адаптации школьников .......................................................…. 34
Особенности социальной адаптации школьников………..34
Организация и используемые методики в исследовании.. 41
Анализ результатов исследования…………………………43
Заключение ................................................................................…….. 60
Список использованных источников………………………………..64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абатаева П. Н. Социальная адаптация личности // Вестник СПИ. 2020. №3 (35). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-adaptatsiya-lichnosti
2. Абдрахманова Ф. Р. Проблемы социальной адаптации // Социально-гуманитарные знания. 2013. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-sotsialnoy-adaptatsii
3. Аксенова, Г. И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, И. И. Купцов // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 4. – С. 6–11.
4. Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс; 2008.- 375 с. - ISBN 978-985-418-807-2
5. Афанасьева С. А. Характеристика понятий «адаптация», «социально-психологическая адаптация» и «дезадаптация» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2022. №11-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-ponyatiy-adaptatsiya-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-i-dezadaptatsiya
6. Багаева В. В. Стратегии поведения в конфликте // СТЭЖ. 2015. №1 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-povedeniya-v-konflikte
7. Балуца, А. С. Исследования стратегий поведения в конфликте /А. С. Балуца, А. В. Фурса, Л. В. Бура // Научные исследования и инновации. – 2020. –№ 1. – С. 226–232.
8. Боженко, В. А. Определение понятие «конфликт» / В. А. Боженко // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. – 2000. – № 2. – С. 143–147.
9. Варламова А. Я. Школьная адаптация. – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2005. – 204 с.- ISBN 5-85534-998-5
10. Гасан А. С. Поведение личности в конфликтной ситуации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2018. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/povedenie-lichnosti-v-konfliktnoy-situatsii
11. Голуб Л.Н. Адаптация как социальный процесс // Вестник ФГОУ ВПО Брянская ГСХА. 2018. №1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adaptatsiya-kak-sotsialnyy-protsess
12. Гришина, Н.В. П
Согласно Н. Н. Мельниковой «адаптивный блок» качеств личности, который положительно связан с выбором эффективных адаптивных стратегий поведения, включает в себя социально-психологические особенности личности, а в «дезадаптивный блок» качеств, который связан с выбором наименее эффективных адаптивных стратегий входят темпераментные и динамические характеристики личности [22]. Постепенное развитие приспособляемости человека происходит по пути освобождения поведения от различных физиологически обусловленных свойств, то есть сама личность становится самым важным инструментом успешного адаптационного процесса.
Важной частью адаптивного потенциала является уровень самопознания и саморегуляции личности, а также уровень её личностного развития, характеризующийся в способности к осознанию своего личностного ресурса.