Технологии гармонизации межнациональных отношений в студенческой среде: успешные практики и перспективы развития в Ярославской области
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос национального мира и согласия, гармонизации межнациональных отношений всегда остается актуальным для Российской Федерации, как для государства с полиэтнической средой, которая предполагает под собой необходимость умения жизни в такой среде, при этом избегая межэтнической напряженности и конфликтов. В том числе и Ярославская область является многонациональным регионом, включающим в себя 100 национальностей и этнических групп.
Российское общество, являющееся многокультурным, должно иметь ориентацию на повышение уровня толерантности и навыков коммуникации в межкультурном взаимодействии, а также создание условий для развития межнациональных (межэтнических) отношений. Одной из самых благоприятных сред реализации данного направления является образовательная среда, в которой имеются все возможности формирования культуры гармоничного межнационального общения и создания атмосферы сотрудничества.
Проблема гармонизации межнациональных отношений молодежи в рамках процесса обр
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.1. НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И СУЩНОСТИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 7
1.2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 14
1.3. ТЕХНОЛОГИИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИКИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ЯРГУ ИМ. П. Г. ДЕМИДОВА 32
2.1. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СТУДЕНЧЕСКОЙ СРЕДЕ ЯРГУ ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА 32
2.2. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТЕХНОЛОГИИ ГАРМОНИЗАЦИИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЯРГУ ИМ. П.Г. ДЕМИДОВА 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.04.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, №31, ст. 4398
2. Федеральный закон от 30.12.2020 г. № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»
5. Федеральный закон от 17.06.1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»
6. Закон РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации»
7. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 г. № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России»
8. Указ Президента РФ от 19.12.2018 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»
9. Концепция воспитательной работы с обучающимися ФГБОУ ВО «Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова
II. Монографии и научные статьи:
10. Абсалямова А. Г. Социально-педагогическая технология позитивного развития межнациональных отношений в студенческой молодежной среде // Вестник ВЭГУ. – 2012. – № 1(57). – С. 5-11.
11. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы : Монография:. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. – 240 с.
12. Ананьина В. Т. Этническая толерантность: понятие и проблемы исследования : материалы XVII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана, 20-21 марта 2014 г. – Екатеринбург : УрФУ, 2014. - С. 5-9.
13. Андронникова О. О., Беззубова Н.С. Методологические подходы к выделению универсальных компетенций, формируемых в воспитательном пространстве вуза // Вестник КемГУ. - 2017. - №1 (69). - С. 7-19
14. Арчакова Р.А., Арчаков Р.А., Белогуров А. Ю. Воспитательная среда вуза как ресурс формирования межэтнической толерантности студентов // Современное педагогическое образование. - 2018. - №1. - С. 73-75.
15. Асташова Н.А. Пр
Рассматривая технологии гармонизации межнациональных отношений, отметим три вида технологий: социально-педагогическую, добровольческую, социально-информационную. Остановимся на каждой подробнее.
Социально-педагогическая технология гармонизации межнациональных отношений учитывает социальный характер проблемы и направлена на позитивное развитие культуры межнациональных взаимодействий, а также готовность к трансляции норм и основ межнациональных отношений в среду.
А. Г. Абсалямовой, П. П. Козловой и А. Н. Утехиной в авторской концепции поясняется, что социально-педагогическая технология позитивного развития межнациональных отношений — это «совокупность психолого-педагогических условий, определяющих обновление содержания основных образовательных программ высшего профессионального образования в части, формируемой участниками образовательного процесса, организацию индивидуальной совместной познавательной деятельно