Система взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй
ВВЕДЕНИЕ
Проблема взаимодействия дошкольной образовательной организации (в дальнейшем ДОО) и семьи в РФ в современных условиях развития общества является наиболее актуальной. Одна из главных проблем дошкольного образования в России, является организация взаимодействия детского сада с семьей для выработки общей стратегии действий по вопросам воспитания и развития личности дошкольника. Как известно, семья является первым и главным институтом социализации ребенка, в условиях семьи формируется первый социально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития личности ребенка. Но, к сожалению, сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации, например, такие как снижение воспитательного потенциала, изменение роли родителей в процессе первичной социализации ребенка, тенденция отстранения родителей от ответственности за своего ребенка.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Понятие «семьи», ее значение в жизни ребенка………………………..
2. Генезис взаимодействия детского сада с семьей……………………….6
3. Социально-педагогические основы взаимодействия ДОО и семьи…..10
4. Основные направления работы и формы взаимодействия по решению современных проблем взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьёй………………………………… 20
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………………….. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Т.В., Волкова Е.М., Мишина Н. Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. // Дошкольное воспитание. 2013, № 6. - 42 - 160 с.
Арнаутова Е.П. В гостях у директора школы: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей. – М.: Карапуз, 2014. – 187 с.
Арнаутова Е.П. Педагог и семья. - М.: изд. дом «Карапуз», 2012. – 262 с.
Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи (методика воспитательной работы): учеб.-метод, пособие. - Ярославль: Академия развития, 2013. - 336 с.
Белоногова Г. Педагогические знания – родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. – № 1. – С. 82 -92.
Бражицкая, А. А. Формы взаимодействия ДОУ с родителями [Текст] / А. А. Бражицкая, Е. В. Корнеева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. — СПб, 2014. — 28-31 с.
Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. « От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство «МОЗАИКА- СИНТЕЗ» Москва 2014 - 108-114с
Веригина М.Т., Кучеровская Н.А. Характер влияния детско-родительских отношений на формирование личности ребёнка// Психология, социология и педагогика. 2015- № 10
Виноградова Н.Ф. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Издательство «Просвещение», 2012. - 128 с.
Волкова И.В. Поддержка образовательной инициативы семьи // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2016 № 2 -28с.
Горина Л.В. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи как условие успешного развития ребенка / Л.В. Горина // Личностное развитие специалиста в условиях вузовского обучения: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Тольятти: Гуманитарный институт, ТГУ, 2012. – 52-54 с.
Давыдова О.И. Сопровождение семейного досуга педагогами ДОО // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2016-№ 4 - 30с
Семья является первой общественной ступенью в жизни человека. Она с малых лет направляет сознание, волю, чувства детей. Под руководством родителей ребёнок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни. В силу изменяющихся условий, семьи характеризуются различными типами и структурами. Семья выполняет важные государственные, общественные, семейные и личностные функции. В современных условиях возрастает социальная роль семьи. Семья как социальный институт играет огромную роль в социализации детей. В развитии личности ребенка, через семью проходят как позитивные так и негативные процессы.
Ребенок, стараясь избегать неприятных ситуаций, обычно отображает поведение родителей в таких же ситуациях.. Воспитываясь в семье, он также копирует своих родителей в их непонимании как корректнее исследовать последствия собственных поступков. Это значит, что ситуация в семье обусловлена поведением родителей, характером их взаимоотношений, ценностными ориентациями. Указанные факторы играют существенную роль в процессе формирования личности ребенка.
Очень важно, чтобы ребенок сам думал и сам предлагал какие-то решения. Необходимо поощрять ребенка за проявление инициативы и самое главное честность. При этом нужно понимать, что ребенок, копирует взрослого наиболее значимого для него человека.
В настоящее время выделяют такие типы семей: полные, неполные и приемные.