Cоциальная работа с молодой семьей в территориальном центре социального обслуживания населения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что семья представляет собой многослойное социальное образование, являющееся предметом изучения демографии, социологии, социальной педагогике и социальной психологии. Данное понятие включает в себя определенные свойства социальной организации, структуры, а также включает в себя аспекты социализации, социологии, политики и права в рамках социальной действительности.
В последнее время в обществе возрастает внимание к проблемам брака и семьи. Это обусловлено как значимостью семьи и ее ролью в обществе, так и изменениями, происходящими в брачно-семейной сфере.
К особенностям внутрисемейных отношений в современной ситуации исследователи относят изменения структуры, образа жизни и семейного уклада; ценностных ориентаций. Следствиями дестабилизации семейных отношений являются неустойчивость брака, снижение рождаемости, ухудшение качества семейного воспитания, увеличение количества неполных семей
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ7
1.1 Молодая семья как объект социальной работы7
1.2 Государственная политика в отношении молодой семьи14
1.3 Технологии социальной работы с молодой семьей22
Выводы по первой главе29
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ В УСЛОВИЯХ ТЦСОН32
2.1. Система работы с молодой семьей в условиях ТЦСОН32
2.2. Социально-педагогический проект по организации социальной работы с молодой семьей в условиях ТЦСОН48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы с молодой семьей в условиях ТЦСОН55
Выводы по второй главе63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………………67
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Актуальные проблемы развития теории и практики социальной работы в России: монография / Г.П. Медведева. – Москва: Русайнс, 2018. – 232 с.
2. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение школьников: учебное пособие для вузов / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н.В. Куренкова. – М.: Академия, 2002. – 208 c.
3. Алехина, И.В. Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе профессионального становления // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.) / И.В. Алехина. – М.: Буки-Веди, 2014. – С. 303-305.
4. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993. – 175 с.
5. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
6. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.: Генезис, 2000. – 298с.
7. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений / Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. – Ка
8. Взаимодействие семьи и школы: актуальные стратегии и формы [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://adu.by/ru/glavnaya-stranitsa/4307-vzaimodejstvie-semi-i-shkoly-aktualnye-strategii-i-formy.html. – Дата доступа: 01.06.2023лининград, 1979. – С. 88-94.
9. Гаспарян, Ю.А. Семья на пороге XXI века : (Социол. проблемы) / Ю. А. Гаспарян; Под ред. К. Н. Хабибуллина; Нац. акад. наук респ. Армения. Ин-т философии и права. – СПб. : Петрополис, 1999. – 320 с.
10. Голод, С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты / С.И. Голод. – СПб.: Питер, 2008. – 284 с.
11. Государственная программа Республики Беларусь «Здоровье народа и демографическая безопасность» на 2021-2025 годы [Электронный ресурс]. – Точка доступа: https://pravo.by/document/?guid=3871&p0=C22100028. – Дата доступа: 26.12.2022
12. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни / И.В. Гребенников. – М.: Просвещение, 2007. – 280 с.
13. Григорьева, И. Теория и методика социальной работы. Учебник для 2017. – 254 с.
14. ГУ «Наровлянский территориальный центр социального обслуживания населения» [Электронный ресурс]. – Точка доступа: http://narovlya.gov.by/ru/tcson/. – Дата доступа: 26.12.2022
15. Гурко, Т.А. Теоретические подходы к изучению трансформации института семьи / Т.А. Гурко // Социологический журнал. – 2020. – Том 26. – № 1. – С. 31-54.
16. Гурко, Т.А. Трансформация института современной семьи / Т.А. Гурко // Социологические исследования. – 2005. – № 10. – С. 95-96.
17. Гуров, В.Н. Социальная педагогика в действии / В.Н. Гуров, Л.Я. Селюкова, Н.Ф. Шинкаренко. – Ставрополь: Изд-во Ставроп. краев. ин-та повышения квалификации работников образования, 1994. – 142 с.
18. Гуслякова, Л.Г. Семья в представлениях молодежи / Л.Г. Гуслякова, В.А. Кувшинникова // Социальная работа. – 2008. – № 7. – С.177-179.
19. Гуслякова, Л.Г. Социальные стандарты качества жизни : учебное пособие : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальности «Социальная работа» / Л. Г. Гуслякова, М. Б. Лига, Ю. А. Калинина. – Москва : Гардарики, 2007. – 141 с.
20. Дементьева, И.Ф. Социальное самочувствие семей / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2008. – №9. – С. 102-109.
21. Добрович, А. Милые бранятся…/ А. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
22. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 104 с.
23. Зуйкова, Е.М. Молодая семья / Е.М.Зуйкова, Н.В. Кузнецова. – М.: Европа, 2009. – 436 с.
24. Инновационные методы и практики социальной работы: Учебное пособие для магистрантов / Г.Х. Мусина-Мазатова, И.А. Потапова, О.М. Коробкова и др. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2015 – 320 с.
25. Казакова, Е.И. Педагогическое сопровождение. Опыт международного сотрудничества / Е.И. Казакова. – СПб.: Питер, 1995. – 129с.
26. Корнеев, Г.К. Социальная работа с молодой семьей по решению конфликтов: проблемы и пути решения / Г.К. Корнеева, В.А. Васильева // В сборнике: социально-экономические аспекты развития современного общества. ик научных трудов. Рязань. – 2015. – С. 58-64.
27. Коряковцева, О. А. Комплексная поддержка молодой семьи : учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» / О. А. Коряковцева, М. И. Рожков. – Москва : ВЛАДОС, 2008. – 204 с. :
28. Кузина, И.Г.Инновационныетехнологиисоциальногообслуживания молодой семьи: региональный аспект проблемы/ И.Г. Кузина, А.С. Лободенко // В сборнике: Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии – Министерство образования и науки РФ; ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»; Центр исследований социально-трудовой сферы Социологического института РАН; Межрегиональная общественная организация «Академия Гуманитарных Наук» – 2016. – С. 190-194.
29. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
30. Кунгурова, Н.И. Социальная политика / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. – Мн.: МФЦП, 2007. – 448 с.
Предоставление иных социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, по решению учредителя» [13].
Участие в распределении полученной Центром безвозмездной (спонсорской) помощи в натуральной форме, иностранной безвозмездной помощи и помощи (пожертвований), предоставленной физическими лицами
Проведение информационно-просветительской работы по актуальным вопросам социального обслуживания в Наровлянском районе.
Привлечение волонтеров для оказания социальных услуг гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации [13].
В Центре работает информационная линия. Звонки принимаются ежедневно (кроме выходных и праздничных дней, объявленных Президентом Республики Беларусь нерабочими) с 8.30 до 13.00.