Участие специалиста в процессуальной деятельности при расследовании преступлений и рассмотрения их в суде
Введение
Участие специалиста в процессуальной деятельности при расследовании преступлений и рассмотрения их в суде является необходимым условием для обеспечения правосудия и справедливости. В современном мире сложность и многообразие видов преступлений требует глубоких знаний в различных областях науки и техники. Однако, сотрудники правоохранительных органов не всегда имеют достаточный уровень знаний и навыков в разных областях. Поэтому, участие специалиста в расследовании и суде может быть решающим фактором в успешном разрешении уголовного дела.
Актуальность участия специалиста в процессуальной деятельности при расследовании преступлений и рассмотрения их в суде является неоспоримой в современной правовой системе. Правосудие должно стремиться к выявлению истины и обеспечению справедливости. В данном контексте важно рассмотреть сравнение судопроизводства, осуществляемого без участия специалиста, и с его участием.
Судопроизводство без участия специалиста сталкивается с рядом се
Содержание.
Введение 3
Глава 1. Научно-правовые основы участия специалиста в процессуальных действиях. 5
1.1 Понятие, формы и цели использования специальных знаний при проведении процессуальных действий. 5
1.2 Процессуальный статус, права, обязанности и ответственность специалиста, участвующего в производстве процессуальных действий. 12
1.3 Система методов и средств, используемых специалистом в ходе процессуальных действий 24
Глава 2. Порядок участия специалиста в уголовном процессе при расследовании преступлений и судебном разбирательстве. 29
2.1 Участие специалиста-криминалиста в работе следственно-оперативной группы на месте происшествия 29
2.2 Участие специалиста в иных следственных действиях. 32
2.3 Участие специалиста в оперативно-розыскных мероприятиях. 50
2.4 Участие специалиста в ходе судебного разбирательства. 65
2.5 Заключение и показания специалиста в системе доказательств и его соотношение с заключением эксперта. 70
Заключение 75
Библиографический список 76
Приложения 82
Библиографический список.
1. Ручкин В.А., Фирсов Г.В., Шукуров Р.Н. Участие специалистов (экспертов) в процессуальных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях 2022.
2. Эйсман А. А. Заключение эксперта. Структура и научные обоснования. М., 1967. С. 91.
3. Зуйков Г. Г. Общие вопросы использования специальных познаний в процессе предварительного расследования // Криминалистическая экспертиза. 1966. № 1. С. 113–114.
4. А.М. Зинин, А.И. Семикаленова, Е.В. Иванова Участие специалиста в процессуальных действиях учебник. 2016.
5. Экзархопуло А. А. Специальные познания и их применение в исследовании материалов уголовного дела. СПб., 2005. С. 61.
6. Зайцева Е. А. Применение специальных познаний в уголовном судопроизводстве. Волгоград, 2005.
7. Зинин А. М. Криминалист в следственных действиях. М., 2004.
8. Ищенко П. П. Специалист в следственных действиях (уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты). М., 1990.
9. Корухов Ю. Г. Правовые основания применения научно-технических средств при расследовании преступлений. М., 1974.
10. Махов В. Н. Использование специальных знаний сведущих лиц при расследовании преступлений. М., 2000.
11. Россинская Е. Р. Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». М., 2002.
12. Россинская Е. Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М., 2008.
13. Экзархопуло А. А. Специальные знания и их применение в исследовании материалов уголовного дела. СПб., 2005.
14. Снетков В. А. Основы деятельности специалиста экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел. М., 2001. С. 31
15. Скорченко П. Т. Криминалистика. Технико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений. М., 1999. Гл. II.
16. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ.
17. Федеральный закон от 29 июля
Причиной ограниченного использования метода эксперимента специалистами является то, что при его использовании предполагается активное и целенаправленное воздействие на объект.
Целью эксперимента является установление природы наблюдаемого явления, его сущности и происхождения. Он помогает построить гипотезу о причинно-следственной связи двух явлений и ее проверку.
Моделирование как метод познания применяется специалистом в основном путем построения мысленной модели аналога объекта-оригинала или механизма какого-либо события. К данному методу прибегают тогда, когда изучить объект, явление невозможно по тем или иным причинам. Наряду с мысленной моделью может использоваться условная модель в виде схемы, чертежа какого-либо объекта или описание какого-либо процесса, явления. Модель позволяет воспроизвести свойства, признаки объекта-оригинала для познания их сущности.
Специалистом могут также применяться методы а