Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в сфере стратегического планирования
ВВЕДЕНИЕ
Отсутствие стратегического планирования в масштабе экономики страны порождает неопределенность ориентации социально-экономического развития на длительную перспективу, приоритеты кратковременных проблем перед задачами, от решения которых зависит будущее страны, консервацию сложившихся форм хозяйствования, структуры экономики и режимов воспроизводства.
Эффективное функционирование системы стратегического государственного планирования является важнейшим фактором обеспечения конкурентоспособности экономики и национальной безопасности страны. Стратегическое планирование обеспечивает формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства, прозрачность и согласованность планов федеральной и региональной власти, реализацию крупномасштабных задач, увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В последние годы в экономической деятельности Российской Федерации наблюдаются признаки кризисных явлений. Преодоление сложившейся ситуации возможно при правильном планировании действий, касающихся стратегического планирования, предпринимаемых на всех уровнях государственного управления.
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………...…….………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ……………………....…………………………………...……...5
1.1 Стратегическое планирование: понятие и роль в системе регулирования экономики региона…………………………………………………………………..5
1.2 Основные этапы стратегического планирования региона…………………...11
1.3 Методы стратегического планирования, применяемые органами государственной власти в стратегическом планировании развития региона….16
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ……………………..……….....……20
2.1 Нормативно-правовое регулирование полномочий органов государственной власти Кировской области в сфере стратегического планирования……………20
2.2 Организация стратегического планирования в Кировской области………..24
2.3 Анализ реализации полномочий органов государственной власти Кировской области в стратегическом планировании…………………………………………33
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РАСШИРЕНИЮ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕГИОНА В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ…………………………………….....44
3.1 Проблемы реализации полномочий органов государственной власти региона в стратегическом планировании………………………...………………………...44
3.2 Мероприятия по совершенствованию нормативно-правового регулирования регионального стратегического планирования и оценка ожидаемых результатов от их реализации………………………………………………..…………………..48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………….………………………….52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………54
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Российская Федерация. Законы. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный документ] : федер. Закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ // СЗ РФ. – 2014. - № 50. – Ст. 924. – Режим доступа: [Гарант]. – Загл. С экрана.
2. Устав Кировской области от 27.03.1996 № 12-зо // Вятский край. – 1996. - № 66 (1314).
3. Закон Кировской области от 12.05.2015 № 526-ЗО «О стратегическом планировании в Кировской области» // Кировская правда, № 42(25478), 19.05.2015.
4. Постановление Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 «О Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года».
5. Постановление Правительства Кировской области от 10.07.2014 № 278 «О проведении оценки деятельности глав (руководителей) администраций муниципальных образований городских округов и муниципальных районов в Кировской области».
6. Распоряжение Правительства Кировской области от 27.05.2013 № 194-р «О комплексе работ, направленных на совершенствование системы стратегического планирования в Кировской области».
7. Приказ Министерства экономического развития Кировской области от 05.08.2013 № 229 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке Стратегии социально-экономического развития муниципального образования на период до 2020 года».
8. Приказ Министерства экономического развития Кировской области от 29.08.2014 № 313 «Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению стандарта деятельности органов местного самоуправления в Кировской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата».
9. Стратегия–2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года. Кн. 1 / под ред. В. А. Мау, Я. И. Кузьминова. М.: Дело, 2016.
10. Гапоненко А. Л., Пирогов С. В., Чернявский И. Ф. Стратегическое планирование социально-экономического развития регионов и городов // Вестник Брянского государственного университета. 2019. № 3-1. С. 15–19.
11. Думнова, О. М. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения [Текст]: автореф. Дис. Канд. Юрид. Наук / СПб, 2019. – С. 12.
12. Ежукова, А. О. Российские регионы: экономический кризис и проблемы модернизации [Текст]: Дис. …к.ю.н / А. О. Ежукова. – М. : ЮНИТИ, 2018. – 222 с.
13. Кашин, Н. К. Динамика развития регионов России [Текст] / Кашин Н.К. // Экономика. Налоги. Право. – 2019. - № 5. – С. 11–20.
14. Личко, К. П., Воронина, А. Ю., Насекина, Е. Ю. О методологии стратегического планирования развития региона // Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ имени В.П.Горячкина». - 2018. - № 5. - С. 48–54.
15. Маковкина, С. А. Методические рекомендации по совершенствованию системы стратегического планирования социально-экономического развития крупных муниципальных образований РФ // Муниципалитет: экономика и управление. - 2020. - № 1. - С. 41–49.
16. Нехланова А. М., Туманова М. Б. Стратегический менеджмент в АПК. М.: КолосС. - 2012. - 311 с.
17. Устойчивое развитие сельских территорий / под ред. М. Дитериха, А. В. Мерзлова. М.: Эллис Лак, 2020. 680 с.
18. Российский статистический ежегодник [Текст] / стат. Сб. // Госкомстат России. – М., 2020. – 852 с.
19. Санина Н. В. Законодательное регулирование организации и функционирования системы стратегического планирования в регионе // Вестник Мордовского университета. 2019. № 4. С. 21–25.
20. Тимофеев В. И. Финансовая поддержка развития регионального агропромышленного комплекса // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2019. № 10. С. 57–62.
21. Ушачев И. Г., Чекалин В. С., Маслова В. В. Об актуальных экономических проблемах развития региона и механизмах их решения // Экономика сельского хозяйства России. 2019. № 7. С. 2–10.
22. Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 29.10.2021).
23. Цыбатов В. А. Стратегирование регионального развития: методы, модели, информационные технологии // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 27. С. 36–52.
24. http://economicus.ru
25. https://www.minfin.ru/
26. http://mcx.ru/
Средства местных бюджетов привлечены на реализацию 16 государственных программ Кировской области. Из них наибольший объем средств местных бюджетов (420,9 млн. рублей, или 91,1%) освоен в рамках реализации 3 государственных программ Кировской области: «Развитие образования» – 220,3 млн. рублей, «Развитие транспортной системы» – 177,7 млн. рублей, «Формирование современной городской среды в населенных пунктах Кировской области» – 22,9 млн. рублей.
Средства государственных внебюджетных фондов в сумме 18,4 млрд. рублей направлялись на реализацию 3 государственных программ Кировской области: «Развитие здравоохранения», «Социальная поддержка и социальное обслуживание граждан Кировской области», «Развитие и повышение конкурентоспособности промышленного комплекса». При этом на Кировский областной территориальный фонд обязательного медицинского страхования в рамках государственной программы Кировской области «Развитие здравоохранения» приходилось 99,2% всех привлеченных средств государственных внебюджетных фондов, или 18,3 млрд. рублей.
Также важным является привлечение средств внебюджетных источников (средства предприятий и организаций). При оценке освоения средств из внебюджетных источников применялся аналогичный принцип учета плановых объемов средств из местных бюджетов. В 2019 году расходы на реализацию мероприятий 13 государственных программ Кировской области осуществлялись за счет средств из внебюджетных источников.