Изучение проблемы исчисления и взимания таможенных платежей в Евразийском экономическом союзе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В связи с нарастанием нестабильности в глобальных и внутригосударственных экономических отношениях, появлением ряда трудностей для участников внешнеэкономической деятельности по ведению внешнеторгового бизнеса в связи с появлением новых политико-экономических угроз, и нарушением цепочек поставок товаров, и как следствие увеличением издержек при осуществлении трансграничных операций, существенно снижается платежеспособность участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД), что результирует в нарастании частотности недобросовестного декларирования товаров с целью занижения сумм таможенных платежей, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического Союза (далее – ЕАЭС) и увеличении образовавшейся задолженности по уплате таможенных пошлин и налогов.
Важной стратегической задачей России на среднесрочную и долгосрочную перспективы является создание механизма стимулирования развития конкурентосп
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ 7
1.1 Таможенные платежи: понятие, виды, порядок исчисления и уплаты 7
1.2 Порядок взимания и распределения таможенных платежей в Евразийском экономическом союзе 13
1.3 Правовые основы исчисления и взимания таможенных платежей в Евразийском экономическом союзе 20
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ 25
2.1 Методика исчисления таможенных платежей при декларировании товаров 25
2.2 Анализ поступления таможенных платежей в федеральный бюджет России и эффективности контрольной деятельности таможенных органов 31
2.3 Сравнительный анализ объёма аккумулированных таможенных платежей в государствах – членах Евразийского экономического союза 49
3. ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИСЧИСЛЕНИЯ И ВЗИМАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ 59
3.1 Актуальные проблемы исчисления и взимания таможенных платежей в Евразийском экономическом союзе и пути их решения 59
3.2 Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию фискальной деятельности таможенных органов государств – членов Евразийского экономического союза 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 81
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2018). URL :https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/ (дата обращения 01.06.2023 г. )
2. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) URL :https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/7b445b19115913f22fc5853b14405f6ce9b4e75f/ (дата обращения 28.05.2023 г. )
3. Перечень развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза (ред. от 05.03.2021) (приложение N 2 к Решению Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 N 130) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95078/ (дата обращения 28.05.2023 г. )
4. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 N 47 (ред. от 19.12.2019) "Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза" URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_201514/ (дата обращения 28.05.2023 г. )
5. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017 N 8 (ред. от 12.11.2021) "О перечне товаров, происходящих из развивающихся стран или из наименее развитых стран, в отношении которых при ввозе на таможенную территорию Евразийского... URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213383/cc69ff16013ec7fdad923e20ec3f6a9f56cae715/ (дата обращения 28.05.2023 г. )
6. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 N 80 (ред. от 07.03.2023) "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.04.2023) URL : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_397176/ (дата обращения 28.05.2023 г. )
7. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 (ред. от 27.04.2023) "О таможенном тарифе" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/ /(дата обращения 28.05.2023 г. )
8. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2023) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ /(дата обращения 28.05.2023 г. )
9. Федеральный закон
НДС устанавливается и применяется с тем, чтобы создать равные налоговые условия для товаров ввезённых на территорию Союза и товаров, которые произведены в государствах-членах ЕАЭС. При расчёте НДС сумма таможенной стоимости товаров, таможенной пошлины, акциза (если он есть) умножается на ставку НДС.
Ещё одним видом таможенного платежа является таможенный сбор, который включает в себя три вида: первый вид – таможенный сбор за таможенные операции, второй вид – таможенный сбор за таможенное сопровождение и третий вид – таможенный сбор за хранение. При ввозе и вывозе товаров применяется таможенный сбор за таможенные операции, размер которого зависит от таможенной стоимости товара и устанавливается Правительством РФ [10, с. 54].
Таким образом, общая сумма таможенных платежей при ввозе товаров включает в себя сумму ввозной таможенной пошлины, сумму акциза, сумму НДС и сумму таможенного сбора. При экспорте товара уплачиваются только суммы вывозной таможенной пошлины и суммы таможенного сбора.
Таможенные платежи нужны вовсе не для того, чтобы усложнить жизнь покупателям или продавцам, а для того