Методические основы изучения лирического произведения на уроках литературы

Цель курсовой работы - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме изучения школьниками лирических произведений
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
11.08.2022
Объем файла
46 Кб
Количество страниц
20
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Как отражение феноменов реальности в литературе было бы неполным без лирического вида, а школьное гуманитарное образование без изучения текстов не могло бы полностью выполнить свою задачу - быть средством формирования полностью развитой личности. Лирическая поэзия придает духовному богатству людей, формирует их нравственный мир, обогащает опыт восприятия жизни в самых разнообразных проявлениях.Являясь высшим выражением духовной культуры людей, она играет важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей человека, особенно во время его формирования и развития. Особое значение лирики заключается в ее способности проникать в тайные глубины души и оставлять неизгладимый след. Многие методисты и исследователи считают верхушку восприятия читателя, литературного и эмоционального развития учащихся - пониманием лирического текста.

 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Работа с лирическими произведениями на уроках литературы……...5
1.1. Филологические основы работы над стихотворным произведением на уроках литературы……………...5
1.2. Психология восприятия лирических произведений школьниками……….9
Глава 2. Методические основы работы над лирическими произведениями...13
2.1. Методические аспекты изучения лирики в школе………………………..13
2.2. Анализ лирического текста………………………………………………...17
2.3. Методические системы изучения поэзии С. А. Есенина в школе……….20
Заключение……………………………………………………………………….24
Библиографический список……………………………………………………..26

 

Библиографический список
1. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. - М.,197.9.-325с.
2. Взаимосвязь восприятия и анализа худ. произведений в процессе изучения литературы в школе. - М., Из.дат. МГУ, 1990. – 148 с.-120
3. Головенченко Ф.М. Введение в литературоведение. - М.,1979.-318с.
4. Каноныкин Н.П., Щербакова Н.А. Методика русского языка в начальной школе. - Л.: Учп.едгиз, 1950.-518с.
5. Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят…». Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1991. - 173с.-121.
6. Кожинов В.В. Книга о русской лирической поэзии 19 века. – М.,1978.-304с.
7. Маранцман В.Г. Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников. - Л., Учпедгиз., 1974. - 211с.-116
8. Медведев В.П. Изучение лирики в школе: Кн. для учителя. - М., Просвещение, 1985. - 208с.-43
9. Михайлов А.А. Азбука стиха. – М.: Мол. гвардия, 1982.-319с.
10. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. - М., «Книга», 1972. - 168с.-123
11. Никифорова О.И. Восприятие художественной литературы школьниками. - М., Изд-во Моск. ун-та, 1959. - 85с.-118
12. Огнев В.Ф. Книга про стихи. Заметки, наблюдения, выводы. – М., "Сов.писатель", 1963.
13. Основы методики начального обучения русскому языку. /Под ред. Н.С.Рождественского. - М., "Просвещение", 1965.-534с.
14. Палкин М.А. Лирика как искусство стихотворного слова. – Минск: Высш.шк., 1986.-270 с.
15. Поспелов Г.Н. Искусство и эстетика. – М.,1974.-325с.
16. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., Просвещение, 1979 . - 431с.
17. Редозубов С.П. Методика русского языка в начальной школе. – М., Учпедгиз, 1954.-288с.
18. Рождественский Н.С., Кустарева В.А. Методика начального обучения русскому языку. – М., "Просвещение", 1965.-348с.
19. Сальникова Т.П. Методика обучения чтению: учеб.-метод. пособие для преп. и студ. пед. учеб. завед. - М., Просвещение, 1996. - 154с.-111
20. Сильман Т.И. Заметки о лирике. – Л.: "Сов. писатель". Ленингр. отд-ние, 1977.-223с.
21. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. – М.,1976
22. Тодоров Л.В. Работа над стихом в школе. - М., Просвещение, 1965. - 184с.-55
23. Рез З.Я. Об особенностях изучения лирики в школе. - Куйбышев, 1974. - 115с.-119.
24. Шубникова-Гусева // Литература в школе. - 2004. - №2.

 

Шубникова-Гусева в своей статье говорит о том, что «жизнь и творчество Есенина даже в самых авторитетных, утвержденных Министерством Российской Федерации, программах представлено довольно скупо и невыразительно. В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию. В обязательном, минимуме содержания общеобразовательных программ по литературе, утвержденных Министерством РФ (2002), перечислено несколько лирических стихотворений Есенина и ни одной большой поэмы («Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных... «, «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Сорокоуст», «Русь советская» и «Шаганэ ты моя, Шаганэ!»  из «Персидских мотивов»). По сравнению с обязательным минимумом, который был принят в 1999 году, стоит отметить существенно новый момент, который состоит в том, что за счет стихов «О красном вечере задумалась дорога...», «Мы теперь уходим понемногу...» и «Пушкину», где особенно жаль сокращения последнего стихотворения, в обязательный школьный минимум включены «Сорокоуст» и «Страна советская». Досадно, что в этом минимуме не нашлось места «Анне Снегиной» [24].