Оптимизация структуры взаимодействия членов творческого коллектива
Введение
Огромным потенциалом творческого развития и воспитания личности обладают творческие коллективы в сфере искусства, обеспечивающие сохранение и пропаганду творческого наследия мировой культуры. Несмотря на то, что творческим коллективом можно считать любой коллектив, деятельность которого направлена на создание новых идей, продукта, услуги в области искусства, сложилась давняя традиция определять музыкальные, хореографические, театральные коллективы как «творческие коллективы».
Вместе с тем, содержание понятия «творческий коллектив» на сегодняшний день пока недостаточно раскрыто. Раскрывая содержание понятия «творческий коллектив» в области искусства мы опираемся, прежде всего, на содержание понятия «коллектив», обоснованное А.С. Макаренко и трактуемое им как «организованная группа людей, объединенная общими целями, социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, отношениями ответственности и зависимости».
Взаимодействие членов творческого коллектива это то, что позволяет определить «творческий коллектив» как организованную группу людей, объединенную общими творческими цепями, интересами, отношениями ответственности и зависимости. Раскрывая определение «творческого коллектива» необходимо пояснить, в чем заключается сущность творчества в деятельности творческого коллектива.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Теоретические основы совместной деятельности и взаимодействия членов творческого коллектива 6
1.1. Сущность и содержание совместной социально-культурной деятельности 6
1.2. Структура взаимодействия членов социальных групп и особенности взаимодействия членов творческого коллектива 7
2. Практика взаимодействия членов творческого коллектива в сфере культуры города Москвы 8
2.1. Характеристика творческого коллектива и особенности взаимодействия его членов 8
2.2. Факторы оптимизации взаимодействия членов творческого коллектива в ходе их совместной деятельности 8
Заключение 9
Список используемых источников и литературы 10
Список используемых источников и литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник. – М: Аспект Пресс, 2018.
2. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: стандарты второго поколения / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Инфра-М, 2019.
3. Дружинина В.Н. Современная психология. - М: Инфра М – 2018.
4. Ержемский, Г.Л. Дирижеру XXI века. Психолингвистика профессии. - СПб.: Питер, 2017.
5. Коджаспирова, Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. - М.: Инфра-М, 2018.
6. Краснопольская М.Ю. Профессиональная компетентность руководителя художественного коллектива. // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2019. – 2(18) – с. 89 - 93.
7. Вайсеро, К. И. Основы социально-культурной деятельности [Комплект] : учебное пособие для студентов университета, обучающихся по направлению подготовки 38.03.04 "Государственное и муниципальное управление", профиль "Управление социально-культурным развитием мегаполиса", квалификация - бакалавр / К. И. Вайсеро, В. И. Хоменко. - М.: МГУУ ПМ, 2016. - 114 с. – 29 экз. - Режим доступа: ЭБ университета.
8. Ермолаева-Томина Л.Б. Психология художественного творчества [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / Л.Б. Ермолаева-Томина. — М.: Академический Проект, Культура, 2015. — 304 c. — Режим доступа: ЭБС IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/36854.html).
9. Калошина, И. П. Психология творческой деятельности: учебное пособие для студентов вузов. Гриф УМО, УМЦ / И. П. Калошина. — 3-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 671 c. — ISBN 978-5-238-01430-2. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/81555.html.
10. Макаренко, А.С. Коллектив и воспитание личности. – М.: Речь, 1972.
11. Мурашко В.Г Коллективы любительского художественного творчества в современной социокультурной ситуации. Социально-педагогическая работа. – М.: Инфра-М, 2017.
12. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова [и др.]. - М.: Инфра-М, 2019.
13. Абдуллаева М.М. Психология общения [Электронный ресурс]: энциклопедический словарь / М.М. Абдуллаева, В.В. Абраменкова, С.М. Аврамченко. — М.: Когито-Центр, 2011. — 600 c. — Режим доступа: ЭБС IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/15298.htm)
14. Ахметгалеева З.М. Психология творчества в театрализованном представлении [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по направлению подготовки 51.03.05 (071400.62) «Режиссура театрализованных представлений и праздников», профиль подготовки «Театрализованные представления и праздники», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» / З.М. Ахметгалеева. — Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2015. — 92 c. — Режим доступа: ЭБС IPRbooks (2015. — 92 c. — Режим доступа: ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/55806.html)
15. Лопаткова И.В. Психология конфликта в континууме науки и искусства [Электронный ресурс]: монография / И.В. Лопаткова. — М.: Московский педагогический государственный университет, 2015. — 148 c. — Режим доступа: ЭБС IPRbooks (http://www.iprbookshop.ru/70146.html)
16. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества + доп. материал в ЭБС: учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 395 с. — (Авторский учебник). — ISBN 978-5-534-08179-4. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437239
17. Петрушин, В. И. Развитие творческих способностей: учебное пособие / В. И. Петрушин. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 173 с. — (Образовательный процесс). — ISBN 978-5-534-10523-0. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/430715
18. Максютин Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность. –Казань, 1995.
19. Маслоу, А. Мотивация и личность. –3-е изд.–СПб.: Питер, 2003. –352 с.
20. Н.И.Басина, Е.Н.Пожарская «Психология» Учебное пособие для высших учебных заведений. Торонто, Канада, 2008г.
21. Организационная психология. Части 1-3. Учебное пособие [Электронный ресурс]. / Е. А. Афанасьева. - Саратов : Вузовское образование, 2014. - 337 с. ЭБС IPRbooks.
22. Пеньков З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности: курс лекций. –Орел, 2012.
23. Психология общения. Часть 2. [Электронный ресурс] / Е. А. Афанасьева. - 2014. - 126 с. - Саратов: Вузовское образование, 2014 - ЭБС IPRbooks.
24. Рындак, В.Г. Личность, творчество, развитие / В.Г. Рындак, А.В. Москвина. –М., 2001. –183 с.
25. Столяренко, Л. Д. Социальная психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Профессиональное образование).
26. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии http: www.superidea.ru/tm/ps/yarosh.htm
27. Подгузова Е.Е. Учебно-профессиональная деятельность в творческой самореализации студентов вузов культуры и искусств. Теория и практика психолого-педагогической подготовки специалистов в университете: сборник научных докладов. – М.: Изд-во «ЕКС-ПРЕС» - Габрово, 2017.
28. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа. –М., 1998. –No 4. –81с.
29. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учебник. Гриф МО РФ / Г. М. Андреева. - 5-е изд. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 363 с.
30. Вайсеро, К. И. Психология социально-культурной деятельности: Учебно-методический комплекс. - М.: МГУУ ПМ, 2010. - 35 с.
31. Вайсеро, К. И. Социальная психология творческого коллектива [Текст] : учебно-методический комплекс для студентов специальности 071401.65 "Социально-культурная деятельность/ К. И. Вайсеро. - М.: МГУУ ПМ, 2012. - 40 с.
32. Горянина, В. А. Психология общения [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. Гриф УМО / В. А. Горянина. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2005. - 416 с.
В современных психолого-педагогических научных трудах зачастую учеными, исследователями используются два значения понятия «коллектив». Так, первым значением коллективом при то называть любую организацию, группу людей в офисе, на заводе, в школе, бригаде сотрудников, в университете, и т.п. Второе значение понятия «коллектив» -высокий уровень развития группы, следовательно, под вторым значением имеется в виду качественные характеристики данной группы — наличие таких аспектов, как целеустремленность, сплоченность, духовное единство, и так далее. Термин «коллектив» произошел от латинского понятия соllectives собирательный. Следовательно, под данным термином принято понимать социальную группу, которая объединена единой общественно значимой целью, общими ценностными ориентациями, и совместной деятельностью. Творческий коллектив — это высшая форма организованной группы, в которой межличностные отношения опосредуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности. Коллектив это реальная, малая, она же организованная формальная группа высшего уровня развития, Социально-психологический климат представляет собой специфическое явление, которое слагается из особенностей восприятия человека человеком, взаимно испытываемых чувств, оценок и мнений, готовности к реагированию определенным образом на слова и поступки окружающих. Он оказывает влияние на самочувствие членов коллектива; на выработку, принятие и осуществление совместных решений: на достижение эффективности совместной деятельности.