Ренессанс гуманистических идей в творчестве Ш.А. Амонашвили
Введение
Характерной чертой современной теоретической мысли является повышение внимания к идеям гуманизма (от лат. homo, humanus – человек, человечный), гуманизации различных сфер жизнедеятельности человека. Существует динамичная причина, обусловливающая актуальность проблемы гуманизма. Заключается она в самой истории человечества, где идеи гуманизма являются результатом человеческого опыта в осознании общественной ценности отдельной личности, осознании человеком в процессе такого опыта самого себя, своих общественных задач.
В общем виде гуманизм как течение мысли или мировоззренческая установка обосновывает ценностные ориентации личности, идеалы, представления, нормы и правила жизни. Гуманистические идеи выступают основой философско-мировоззренческой концепции, рассматривающей человека как высшую ценность и обеспечивающей возможность полного представления о способах формирования, самоопределения и самореализации цельной творческой личности. Все это возможно в том случае, если бу
Содержание
Введение………………………………………………… 4
1 ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА………………………6
1.1 Сущность и целевые ориентиры гуманизации образования..........8
1.2 Идеи гуманизма в творчестве педагогов конца XX в..…………… 13
2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ИДЕЙ В ТВОРЧЕСТВЕ Ш.А АМОНАШВИЛИ…………………………16
2.1 Гуманистическая концепция Ш.А Амонашвили. Понятийно-терминологический аспект…………………………19
2.2 Педагогические условия реализации гуманистических идей в творчестве Ш.А Амонашвили. Приёмы, методы, формы…………………23
Заключение…………………………………………………29
Список использованных источников…………………………30
Список использованных источников
1. Акинфиев С.И. Гуманно-личностная педагогическая концепция Ш.А. Амонашвили (70-90-е годы XX века) / С.И. Акинфиев. – Пятигорск : Пятигор. гос. лингвист. ун-та, 2002. – 191 с.
2. Амонашвили Ш.А. Единство цели / Амонашвили Ш.А. — М.: Просвещение, 1987. – 208 с.
3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки зрения школьников / Амонашвили Ш.А. – М.: Педагогика, 1984. – 295 с.
4. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! / Амонашвили Ш.А. — М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
5. Амонашвили Ш.А. Как научить человека чувствовать человека ? / Амонашвили Ш.А // Учительская газета – 1986. – 22 июл. – С. 11.
6. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Амонашвили Ш.А. – Мн.: Университетское, 1990. – 560 с.
7. Амонашвили Ш.А. Обучение. Оценка. Отметка / Амонашвили Ш.А. – М.: Просвещение, 1980. – 210 с.
8. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония / Амонашвили Ш.А. – М.: МЦР, 2002. – 672 с.
9. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам героями духа / Амонашвили Ш.А. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. – 64 с.
10. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества / Амонашвили Ш.А. – Киев, 1991. – 560 с.
11. Амонашвили Ш.А. Кит, на котором держится воспитание / Амонашвили Ш.А. // – Учительская газета – 1984. – 4 фев. – С. 11.
12. Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества - момент истины / Амонашвили Ш.А. // Семья и школа. – 1988. – 23 мая. – С. 14.
13. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Амонашвили Ш.А. – М.: Педагогика, 1984. – 295 с.
14. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Амонашвили Ш.А. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. – 464 с.
15. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? / Амонашвили Ш.А. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. – 32 с.
16. Амонашвили Ш.А. Школа Жизни / Амонашвили Ш.А. – М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2004. – 144 с.
17. Амонашвили
Сегодня эти ценности преломляются через призму общественного кризиса, накопленного предшествующими поколениями опыта и др. При этом важное значение имеет поиск конкретных условий, способствующих реализации гуманистических ценностей, среди которых особую роль сегодня начинают приобретать социально-психологические условия и т.д.
1.2 Идеи гуманизма в творчестве педагогов конца XX в.
В 80-е годы XX века, когда советская школа стала действительно обязательной и действительно общедоступной и действующая на тот момент система столкнулась с явными затруднениями.
Важной причиной этого стало постановление ЦК КПСС и правительства СССР (1977), провозгласившее среди прочего срочный переход ко всеобщему среднему образованию, а позднее и документы реформы школы (1984). Прежде ученик, не желавший учиться, нередко становился второгодником, а то и выбывал из школы. С введением всеобщего среднего образования и фактического запрета на отчисление из школы все эти ученики про