Жизнь и творчество А. С. Пушкина в критике дальневосточного зарубежья
ВВЕДЕНИЕ
Пушкинианой принято называть произведения литературы и искусства, посвященные творчеству А.С. Пушкина. Начало художественной пушкиниане было положено еще при жизни поэта, в 1920-е гг., когда появляются первые иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила» и роману «Евгений Онегин». После смерти поэта усиливается поток художественной, публицистической, критической литературы, продолжали создаваться новые произведения искусства, направленные на новое осмысление личности и творчества автора в контексте русской культуры.
Сегодня творчество Пушкина в литературе, казалось бы, тема изученная и исследованная. Несмотря на повышенный интерес многих ученых к переосмыслению личности поэта, его судьбы, его творческого наследия все же остается ряд неизученных вопросов, связанных с творчеством Пушкина. В данной работе мы рассматриваем феномен художественной «пушкинианы» на примере критической литературы и творчества Павла Александровича Северного – известного писателя и культурного деятеля дальнев
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Жизнь и творчество А. С. Пушкина в критике русского зарубежья
1. Критика русского зарубежья: основные этапы формирования и развития
2. Творчество А. С. Пушкина в критике зарубежья
Глава 2. Пушкинская тема в критике дальневосточного зарубежья
1. А. С. Пушкин на страницах эмигрантской периодики Дальнего Востока
2. Пушкиниана в романе «Косая Мадонна» П. А. Северного
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агеносов, В.В. Литература русского зарубежья (1918 – 1996) / В.В. Агеносов. – Москва: Терра. Спорт, 1998. –503 с.
2. Гофман, Модест Людвигович (1887-1959). Пушкин : Первая глава науки о Пушкине / М. Л. Гофман. - 2-е изд., доп. - Петербург : Атеней, 1922. - 196 с.
3. Бузуев, О. А. День русской культуры (Харбин) / О. А. Бузуев // Литературная энциклопедия русского зарубежья. 1918 - 1940. Т.Периодика и литературные центры. - М. : РОССПЭН, 2019. - С. 114-116.
4. Бузуев, О.А. Литература русского зарубежья Дальнего Востока в национальном культурном процессе XX века: монография / О.А. Бузуев. – 2-е изд. перераб. м доп. – Комсомольск-на-Амуре: Изд-во АмГПГУ, 2013. –381 с.
5. Агеносов В.В. Избранные труды и воспоминания. М., 2012, 704 с.
6. Хисамутдинов А.А. Российская эмиграция в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Южной Америке: Биобиблиографический словарь. Владивосток, 2000. 359 с.
7. Забияко А.А., Забияко А.П., Левошко С.С., Хисамутдинов А.А. Русский Харбин: опыт жизнестроительства в условиях дальневосточного фронтира. Благовещенск, 2015. 462 с.
8. Дябкин И.А. Неомифологизм как феномен культуры дальневосточного зарубежья: дис… к.филос. н. Благовещенск, 2014. 185 с.;
9. Дябкин И.А., Левченко А.А. Русские в Китае: о жизни П. Северного (стенограмма беседы с А.П. Северным) // // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Исторический опыт взаимодействия культур. Вып. 11 / Под ред. А.П. Забияко, А.А. Забияко. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. – С. 354–364.
10. Дябкин, И.А., Левченко, А.А. Русские эмигранты в Китае: о жизни П. Северного (стенограмма беседы с А.П. Северным) // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Исторический опыт взаимодействия культур. – Вып. 11 / Под ред. Забияко А.А., Забияко А.П. – Благовещенск; Амурский государственный университет, 2015. – С. 352 – 362.
11. Черникова Л.П. Мост в прошлое везунчика-барона: (штрихи к портрету русского писателя Павла Северного. Уфа, 2011. 118 с.
12. Северный П.А. // Косая
Таким образом, личность А.С. Пушкина в литературе западной эмиграции выполняла важную роль в сохранении национальной идентичности и культуры русских эмигрантов. Он использовался как символ самобытности, бунтарства и национального достоинства. Однако не все эмигранты принимали это без оговорок, и его творчество требовало новых интерпретаций в условиях чужбины и переоценки роли русской культуры в новых геополитических контекстах.
Фигура А.С. Пушкина в литературе западной эмиграции была воспринята как символ русской культуры и идентичности. Он использовался как выражение глубокой привязанности к отечественной культуре и традициям. Вместе с тем, некоторые писатели и критики начали относиться к образу Пушкина критически, рассматривая его как символ автократии и консерватизма. В целом Пушкин оставался важнейшим элементом