Профессиональная деформация и эмоциональное выгорание

В дипломной работе проанализировано понятие профессиональной деформации и эмоционального выгорания: его сущность и история; проведено сравнение российского и зарубежного опыта профилактики у специалистов по социальной работе.
Author image
Ilnur
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
11.08.2022
Объем файла
843 Кб
Количество страниц
70
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2000 руб.
2500 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время с ускорением темпов жизни все больше людей испытывает на себе эмоциональные перегрузки и страдает от синдрома хронической усталости. Особую психоэмоциональную нагрузку испытывают специалисты, находящиеся в тесном контакте при работе с людьми. Перечисляя представителей таких профессий, прежде всего, хочется отметить специалистов по социальной работе и тех, чья профессиональная деятельность связана с профессиональным типом «человек-человек». Именно эта категория людей больше подвержена риску психоэмоционального перенапряжения и переживанию стрессовых ситуаций. 

На первое место из указанных расстройств можно поставить синдром эмоционального выгорания и профессиональной деформации, который сказывается негативными последствиями на выполнении своей работы.  

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ……………………………………………………….................

Глава I. Теоретические аспекты проблемы синдрома профессиональной деформации и эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе………….............................

1.1 Синдром профессиональной деформации и профессионального выгорания: понятие, сущность, история………

1.2 Российский и зарубежный опыт профилактики синдрома профессиональной деформации и эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе………………………………

Глава II. Анализ эмпирического исследования проблемы профессиональной деформации и эмоционального выгорания у специалистов по социальной работе в ГКУ СО «КЦСОН Южного округа» отделение м.р. Борский…………....

2.1 Диагностика эмоционального выгорания  специалистов ГКУ СО «КЦСОН Южного округа» отделение м.р. Борский»………......

2.2 Программа профилактики синдрома профессиональной деформации и эмоционального выгорания……………………...

2.3. Рекомендации по профилактике и преодолению профессиональной деформации у специалистов  по социальной работе…………………………………………………………………..

Заключение……………………………………………………………

Список литературы……………………………………………….....

Приложения  ………………………………………………………....

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно - правовые акты

  1. Устав (Конституция) принят Международной конференцией здравоохранения, проходившей в Нью-Йорке с 19 июня по 22 июля 1946 г., подписан 22 июля 1946 г. представителями 61 страны (Off. Rec. Wld Hlth Org., 2, 100) и вступил в силу 7 апреля 1948 года. Поправки, принятые Двадцать шестой, Двадцать девятой, Тридцать девятой и Пятьдесят первой сессиями Всемирной ассамблеи здравоохранения (резолюции WHA26.37, WHA29.38, WHA39.6 и WHA51.23), вступили в силу 3 февраля 1977 г., 20 января 1984 г., 11 июля 1994 г. и 15 сентября 2005 г.
  2. «Об утверждении Основ государственной молодёжной политики до 2025 года: Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2018 года, №2403-р//Собрание законодательства РФ, 15.12.2018. Ст. 7185.//СПС «КонсультантПлюс».
  3. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. – Москва: Проспект, 2003. – С.12.

Литература

  1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания.: СПб.: 2001. 288 с. 
  2. Абдалина Л.В. Психологическая компетентность как фактор профилактики профессиональных деформаций руководителя // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2016. № 1 (270). С. 62-64.
  3. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания в профессиональном общении.: СПб.: 1999. 99-105 с.
  4. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других.: М.: 2004. 5 – 8 с.
  5. Безносов С. П. Профессиональные деформации личности // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2012. № 3 (55). С. 167
  6. Бессонова Л.А. Профессиональноличностная компетентность как условие преодоления профессиональной деформации личности специалиста социальной работы/ Л.А. Бессонова // Современные исследования социальных проблем – 2012 - №1(09) – С.50-62.
  7. Гафнер В.В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2012. – № 10. – С. 22-24.
  8. Девятовская И.В., Сыманюк В.Ф. Профилактика и коррекция социально-профессиональных деформаций личности руководителей образовательных учреждений // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке. Сборник материалов и докладов Международной конференции. – Екатеринбург, 2014. С. 280-286.
  9. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – Москва: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2011. – 336 с. 7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. – М.:Академия», 2013. – 416 с.
  10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2010. – 240 с. 9. Караваев А. Ф. Профессиональная деформация личности // Право и образование. 2012. № 3. С. 186 
  11. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). – М.: МПСИ, 2011. – 320 с. 11. Кузьмина Ю. М. Профессиональная деформация специалистов социальной работы и методы ее предупреждения // Вестник Казанского технологического университета. 2010. № 3. С. 116–124.
  12. Китаев - Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2007. № 4. С. 12.
  13. Липский И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ.: М.: ТЦ СФЕРА, 2004. 320 с.
  14. Опросник MBI (Maslach Burnout Inventory - Опросник для выявления выгорания Маслач К.), адаптирован Водопьяновой.
  15. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии:

эмпирические исследования // Психологический журнал. 2001. № 3. С. 90-101.

  1. Совкова И.Ю. Деструктивное поведение личности в кризисных

ситуациях служебной деятельности//Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № 1. С. 73 - 81.

  1.  Маркова А.К. Психология профессионализма. – М.: Знание, 2011. – 308 с.

    Интернет  - ресурсы

  1. Башенкова Л. А., Кухарская Е. В. Диагностика синдрома эмоционального выгорания и мероприятия, направленные на его предупреждение // Среднее профессиональное образование. 2015. №11. С. 43 – 45. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/diagnostika-sindromaemotsionalnogo-vygoraniya-i-meropriyatiya-napravlennye-na-egopreduprezhdenie (дата обращения 12.11.2021).
  2. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. Статья 1978 год. URL: http://psy.piter.com (дата обращения 12.11.2021).
  3. Мишкина Е. А. Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности сотрудников предприятия // Научнометодический электронный журнал «Концепт». 2015. № 10. С. 96–100. URL: http://e-koncept.ru/2015/95063htm  (дата обращения 12.11.2021).

Фаза напряжения – нервное напряжение служит предвестником и запускающим механизмом эмоционального выгорания. Напряжение имеет динамический характер, что обусловливается постоянством или усилением психотравмирующих факторов. Проявляется в следующих симптомах:

а) симптом «переживания» психотравмирующих обстоятельств. Проявляется в усиливающемся осознании человеком психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудны или вовсе неустранимы. Раздражение ими постепенно растет, накапливается отчаянье и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих явлений выгорания;

б) симптом неудовлетворенности собой. В результате неспособности повлиять на психотравмирующие обстоятельства человек начинает испытывать недовольство собой, избранной профессией;

в) симптом «загнанности в клетку» выступает логическим продолжением развивающегося стресса и проявляется в чувстве безысходности, эмоционального и интеллектуального тупика в связи с невозможностью изменить психотравмирующую ситуацию;