Государственный учет детей, оставшихся без попечения родителей
Введение
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.
В соответствии со статьей 54 Семейного кодекса Российской Федерации (далее — СК РФ), каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. Однако это не всегда возможно. Родители умирают, пропадают без вести, их лишают родительских прав или ограничивают в них. В этих случаях ребенок остается вне семьи, без попечения родителей.
Вышеизложенные обстоятельства, а также необходимость совершенствования российского законодательства в дальнейшем, регулирующего формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, опреде
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Дети, оставшиеся без попечения родителей как социальная и правовая категория 6
1.1. Историко-правовой аспект регулирования правового положения детей, оставшихся без попечения родителей 6
1.2. Понятие и правовой статус детей, оставшихся без попечения родителей 19
1.3. Правовая и социальная защита детей, оставшихся без попечения родителей 21
Глава 2. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей 28
2.1 Понятие и значение учета детей, оставшихся без попечения родителей 28
2.2 Порядок проведения учета в соответствии с законодательством РФ 33
2.3 Проблемы выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей 39
Заключение 51
Список использованной литературы и источников 55
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (ред. от 4 октября 2022 г. 8-ФКЗ) // "Официальный интернет-портал правовой информации" (www.pravo.gov.ru), 6 октября 2022 г., 000120221006001
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Часть первая (ред. от 28 февраля 2023 г. N 46-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г. N 32 ст. 3301
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 19 декабря 2022 г. N 538-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16
4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ред. от 21 ноября 2022 г. N 445-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 июня 1999 г. N 26 ст. 3177
5. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 14 июля 2022 г. N 294-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 декабря 1996 г. N 52 ст. 5880
6. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (ред. от 30 апреля 2021 г. N 114-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755
7. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 28 декабря 2022 г. N 569-ФЗ) // Собрании законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст. 1643
8. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 5 июня 2017 г. №23, ст. 3309
9. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (ред. от 19 апреля 2022 г. N 705) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 22 ст. 2887
10. Постановление Правительства
К сожалению, нередко такая критика обоснована. Подобные случаи имеют большой резонанс в средствах массовой информации и формируют негативное отношение к органам опеки и попечительства в обществе. Правительство ответило на этот вызов следующим образом. С 1 января 2015 г. вступил в силу Приказ Минтруда России № 680н от 18 ноября 2013 г. ?Об утверждении профессионального стандарта ?Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних??. Стандартом утверждается по-настоящему высокий уровень профессионализма и компетенции, которым должен соответствовать такой специалист. Следует отметить, что в разработке профессионального стандарта принимали активное участие профессиональные педагоги, сотрудники детских учреждений, представители некоммерческих организаций, специализирующихся на работе с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и замещающими семьями. Очевидно,