Особенности организации и проведения театрализованных форм культурно-досуговых программ
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях деятельность учреждений, участвующих в организации досуга и повышении культурного уровня различных социальных групп, многочисленна. Идеи и информация об их характеристиках формируются из истории массовых событий. Поскольку процесс развития и приобщение людей к культуре постоянно трансформируется, иногда бывает трудно идентифицировать произведение определенного вида искусства. Чтобы понять определения и термины каждого вида социально- культурной деятельности, мне пришлось решить множество задач и ответить на главный вопрос: “Что такое театрализация?”. На примере своего учреждения выяснить как работает театрализованные формы и как их можно использовать.
Современный работник культуры должен уметь делать больше, чем просто организовать веселое мероприятие, быть его режиссером, знающим законы сценария и театральности. Принимая во внимание накопленный опыт он уже экспериментирует и обогащает эти формы художественным и документальным отражением текущих
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы театрализованных форм культурно-досуговых программ……………………………………………………………………5
1.1 Культурно-досуговые программы: виды, типы, разновидности……………………………………………………………….5
1.2. Театрализация как творческий метод в организации культурно-досуговых программ………………………………………………………15
1.3 Методология и методика организации и проведения театрализованных форм в условиях культурно-досугового учреждения………………………………………………………………...26
ГЛАВА 2. Организационно-постановочные аспекты дипломного проекта: театрализованная программа. (на примере Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова).....................................................................................................34
2.1 Анализ деятельности учреждений культуры по организации театрализованных форм (на базе Волгоградского музея изобразительных искусств имени И.И. Машкова)…………………………………………………………………...34
2.2.Проект художественно-постановочного решения театрализованной программы………………………………………………………………….51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..57
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………....59
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………..63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие.
Кононец В.С. Культурно-досуговая деятельность. Учебник / В.М. - М., 1998.
Андреева, В. А. Метод театрализации в современных формах досуговой деятельности / В. А. Андреева // Образовательная парадигма современной творческой педагогики: Сборник статей. В 3-х частях / Под общей редакцией С.М. Низамутдиновой. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью «Учебный центр «Перспектива», 2022. – С. 325-329.
Гальченко А.Б. О типологии досуговых программ и не только / Сфера досуга – сфера социализации, с. 47-51
Доронов, Е.Г. Развитие детей в театрализованной деятельности: пособие для воспитателей, работающих по программе «Из детства в отрочество» / Е.Г. Доронов, Т.Н. Доронова – М.: Линка-Пресс, 1997. – 27 с.
Генкин Д.М. Театрализованные формы массовой работы клуба. - Л.: ЛГИК, 1972
Дольгирева, Е.В. Метод театрализации в социально-культурном проектировании / Е.В. Дольгирева, В.И. Портников // Среднее профессиональное образование. – М., 2018. – №2. – С. 31-36.
Жарков, А.Д. Культурно-досуговая деятельность: учеб. пособие / А.Д.Жарков, В.М.Чижиков . – М.: МГУК, 1998. – 469 с.
Кайтанджян, М.Г. Воспитательные функции театрализованных праздников в индустрии креативного досуга / Опарина Н.А., Левина И.Д.,
Конович, А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР / А.А. Конович. – М.: Высшая школа, 1990. – 208 с.
Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений. - М.: Советская Россия, 1988
Аронов Л.М. Опыт постановки массового театрализованного представления на материале классической драматургии: Лекция. - М., 1998.
Марков О.И. Сценарная культура режиссеров театрализованных представлений и праздников. - Краснодар: Изд. КГУКИ, 2004
Плюснин, А.Д. Творческий метод театрализации как феномен социально-культурной деятельности: психолого-педагогический аспект / Сборник статей V всероссийской научно-практической
Организация театрализованных форм в музейном пространстве-дело достаточно сложное. Театрализованное представление в музее происходит не в зале, как в театре, а на выставке. И.Б. Алексеева выделила условия включения театрализации в интерьер музейной экспозиции:
1) продуманный выверенный текст (исторически точная, стилизованная речь);
2) условие предлагаемой ситуации;
3) четкое композиционное построение каждого сюжета;
4) участие слушателей как персонажей в театральном представлении;
5) возможность проведения театрального представления в обычном режиме выставки
Выделим основные формы театрализации музея, используемые при работе с посетителем.
Одной из форм является театрализованное представление кукольного театра на выставке.