Внешний долг страны: причины, последствия и возможности реструктуризации (на примере США)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы обусловлена тем, что практически все страны мира, проводящие экономические реформы, полагаются на внешние источники финансирования. Рациональное использование внешних займов, кредитов и помощи способствует ускорению экономического развития и решению социально-экономических проблем. Однако отсутствие согласованной национальной политики по привлечению и использованию внешних финансовых ресурсов приводит к формированию внешнего долга, что является серьезным препятствием для проведения экономических реформ.
Государственный долг является одним из важнейших макроэкономических показателей, который отражает состояние и дальнейшие перспективы финансов государства. Финансовые отношения по поводу формирования, обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияние на состояние денежного обращения, бюджетной и налоговой сферы, инвестиций, промышленности, занятости, потребления, банковского сектора и на многие другие элементы социально-экономич
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………....... 5
1 Теоретические аспекты управления внешним долгом ……………………. 7
1.1 Понятие внешнего долга и причины его формирования ……………….. 7
1.2 Влияние внешнего долга на экономику страны …………………………. 14
1.3 Способы реструктуризации внешнего долга ……………………………. 18
2 Анализ внешнего долга и способов его реструктуризации ………………. 24
2.1 Управление внешним долгом в странах с развитой экономикой ……… 24
2.2 Управление внешним долгом в развивающихся странах и странах с переходной экономикой ………………………………………………………. 35
3 Проблемы формирования и пути регулирования внешнего долга США… 47
3.1 История формирования и современное состояние внешнего долга США……………………………………………………………………………. 47
3.2 Пути минимизации государственного долга США и возможности их применения в странах с переходной экономикой…………………………… 55
Заключение …………………………………………………………………….. 79
Список использованных источников…………………………………………. 83
Приложение А Динамика валового государственного долга некоторых развивающихся государств.................................................. 90
Приложение Б Структура блока «человеческие ресурсы федерального бюджета США …………………………………………….. 91
Приложение В Численность студентов и магистрантов – иностранных граждан, обучающихся в учреждениях высшего образования Республики Беларусь……….......................... 93
Приложение Г Динамика двусторонней торговли товарами Беларуси и Монголии…………………………………………………... 94
Приложение Д Товарная структура экспорта из Беларуси в Монголию 95
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абышева А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния / А.В. Абышева // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – №5 (8). – С. 1-6.
Алексеенко, Н. В. Опыт управления государственным долгом в развитых странах и возможность его применения в Российской Федерации / Н. В. Алексеенко, С. К. Цыганкова // Финансы. Учет. Банки. – 2020. – № 1-2(30-31). – С. 5-12.
Бабич С. Н. Социальные расходы федерального бюджета США в 2017-2020 гг //США и Канада: экономика, политика, культура. – 2020. – Т. 50. – №. 12. – С. 5-25.
Байдакова, Н. Н. Взаимоотношения российского государства с объединениями-кредиторами. Связи Российской Федерации с парижским клубом кредиторов / Н. Н. Байдакова // Экономический журнал. – 2008. – № 3(13). – С. 221-231
Баранова М. Ф., Купрадзе С. Д. Использование механизмов культурной дипломатии для привлечения иностранных студентов в Беларусь //преподавание иностранных языков в поликультурном мире: традиции, инновации, перспективы. – 2020. – С. 78-81.
БГУ и БНТУ резко просели в рейтинге лучших мировых вузов | ThinkTanks.BY [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://thinktanks.by/publication/2022/02/03/bgu-i-bntu-rezko-proseli-v-reytinge-luchshih-mirovyh-vuzov.html. — Дата доступа: 18.05.2023
Бизнес. Инновации. Экономика : материалы науч.-практ. конф. студентов и молодых ученых Ин-та бизнеса БГУ, Минск, 19 апр. 2019 г. [Электронный ресурс] / Бел. гос. ун-т, Ин-т бизнеса БГУ. - Минск : Институт бизнеса БГУ. - С. 124-128
Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце : материалы XVIII Междунар. науч. конф., посвящ. 98-летию образования Белорус. гос. ун-та, Минск, 30 окт. 2019 г. / Белорус. гос. ун-т ; редкол.: В. Г. Шадурский (пред.) [и др.]. – Минск : БГУ, 2019. – С. 432-436.
Богдан, Е. С. Влияние внешнего долга на экономику Республики Беларусь / Е. С. Богдан, А. А. Олесюк // Материалы докладов 51-ой Международной научно-технической конференции преподавателей и студентов: Сборник на
Считается, что единственным решением проблемы функционирования системы государственных финансов для правительств с высоким уровнем долга, не имеющим возможности и дальше использовать эмиссионные источники финансирования бюджетного дефицита, остается применение «дирижистских» мер, например, таких как введение контроля за оборотом капитала, установление законодательных квот на обязательную покупку государственных ценных бумаг (в том числе при отрицательной процентной ставке) для организаций, аккумулирующих свободные денежные средства, введение моратория (права на отсрочку) на обслуживание и погашение полученных ранее займов [57].
Необходимо отметить и то, что важнейшее требование международных финансовых институтов – это концентрация управленческих и операционных функций в области государственных заимствований в одной структуре, например, в Агентстве по управлению государственным долгом.
Основная цель создания и функционирования данных агентств направлена на достижение бо