Исследование влияния внешних и внутренних эксплуатационных факторов на бортовые сети самолета АН-24
ВВЕДЕНИЕ
Авиационный провод предназначен для контрольных и силовых цепей приборов, расположенных на борту самолета. Достаточно важно, чтобы провод был максимально надежным, способным выдерживать огромные габариты и вес. Необходимо обеспечить ему повышенные прочностные характеристики: он не должен изнашиваться, ломаться или гнуться в процессе монтажа или длительного использования.
В эксплуатации детали испытывают шарнирные моменты от рулей, элеронов, триммеров, а также вибрационные и температурные нагрузки. При проверке работоспособности могут обнаруживаться: разрушения, трещины, деформация, вытянутость, заершённость тросов проводки.
В состав электрооборудования самолета входят источники, потребители электроэнергии и бортовая электрическая сеть, которая включает в себя электрическую проводку, устройства регулирования, монтажа, коммутации, контроля и управления. Потребителями электроэнергии являются большинство систем самолета, в том числе такие жизненно важные, как устройства управления силовыми установками и планером, навигационное, радиосвязное и другое оборудование. Следовательно, электрооборудование самолета относится к одной из его наиболее ответственных систем.
Проблема надежности бортовых сетей - одна из важных проблем авиационной техники.
Создание новых систем требует применения таких методов анализа и расчета надежности, которые позв
СОДЕРЖАНИЕ
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ 6
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 ВЛИЯНИЕ ЭСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА БОРТОВУЮ СЕТЬ ВОЗДУШНОГО СУДНА 9
1.1 Факторы, влияющие на бортовую сеть 9
1.1.1 Климатические факторы 9
1.1.2 Механические воздействия 13
1.1.3 Электромагнитные воздействия 14
1.1.4 Агрессивная среда 16
1.1.5 Человеческий фактор 19
ГЛАВА 2 ИСЛЕДОВАНИЕ БОРТОВОЙ СЕТИ АН-24 23
2.1 Бортовая сеть АН-24 23
2.1.1 Общие сведения о бортовой сети АН-24 24
2.1.2 Электрическая сеть постоянного тока 25
2.1.3 Электрическая сеть переменного однофазного тока 30
2.1.4 Электрическая сеть переменного трехфазного тока 32
2.2 Основные правила эксплуатации бортовой электрической сети 32
2.3 Провода, применяемые в бортовой сети АН-24 34
2.3.1 Критерии выбора провода для бортовой сети 38
2.4 Недостатки бортовой сети АН-24 39
2.5 Достоинства бортовой сети АН-24 39
ГЛАВА 3 ВЫБОР И ПРЕДЛОЖЕНИЕ МЕТОДОВ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ БОРТОВОЙ СЕТИ АН-24 40
3.1 Методы повышение надежности 40
3.1.1 Конструктивные методы 40
3.1.2 Эксплуатационные методы 40
3.1.3 Повышение надежности, обусловленной влиянием на нее человека 41
3.2 Предложение методов повышения надежности 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
А. Н. Ершов. Летно-эксплуатационные свойства и техническое состояние бортовой системы самолетов Ан-24 - М., 1993 г.
И. В. Кондрашов, А. Е. Михалев, В. А. Савлук. Системы самолетов Ан-24 - М., 1997 г.
А. Е. Михалев. Рассмотрение технического состояния бортовой системы самолета Ан-24 - М., 1998 г.
А. С. Радаковский. Аппаратурное обеспечение коммуникации и управления на борту самолета Ан-24 - М., 2001 г.
М. И. Ломов, О. А. Горбунов, А. В. Шереметьев. Основы авиационной трубопроводной техники - М., 2003 г.
Р. А. Хайруллин, Н. В. Лисина. Расчет параметров маслосистем КПК и качество воздуха в салоне на борту Ан-24 - М., 2004 г.
А. С. Радаковский. Определение технического состояния бортовых систем САУ и навигации на самолете Ан-24 - М., 2005 г.
К. В. Гавриленко, А. В. Обухов. Разработка управляющих алгоритмов для комплекса электропитания на самолетах Ан-24 - М., 2006 г.
О. Ю. Золотухин. Моделирование бортовых систем управления и контроля на самолетах Ан-24 - М., 2007 г.
В. Г. Беляков, А. Н. Голиков, В. Н. Репин. Основы проектирования бортовых систем на авиационных объектах - М., 2008 г.
Р. А. Хайруллин, Н. В. Лисина. Рассмотрение вопросов определения технического состояния кислородных систем и нарушений качества воздуха в салоне на Ан-24 - М., 2009 г.
Ф. А. Корчагин. Техническое состояние бортовой системы самолета Ан-24 и ее диагностика - М., 2010 г.
Ю. В. Рыдванская. Определение и анализ технического состояния бортовой системы электроснабжения самолетов Ан-24 - М., 2011 г.
М. А. Курочкин, А. А. Томашевич. Разработка методик контроля и диагностики бортовой системы управления самолета Ан-24 - М., 2012 г.
А. Б. Гуднев. Определение технического состояния бортовых систем навигации на самолете Ан-24 - М., 2013 г.
К. В. Гавриленко, А. В. Обухов. Эффективность работы комплекса электропитания на самолетах Ан-24 - М., 2014 г.
Н. В. Лисина. Анализ технического состояния систем вентиляции и кондициониро
В процессе эксплуатации на изоляцию воздействуют электрические, механические и тепловые нагрузки, вызывающие постепенное ухудшение ее свойств, связанное с уменьшением сопротивления изоляции, ростом диэлектрических потерь, снижением электрической прочности. Процесс ухудшения свойств называют старением изоляции. Эти изменения носят, как правило, необратимый характер и завершаются пробоем изоляции, что ограничивает сроки службы изоляционных конструкций.
Различают четыре основных вида воздействия на изоляцию и четыре процесса старения изоляции:
электрические нагрузки, связанные с возможной ионизацией при большой напряженности электрического поля – электрическое старение изоляции,
тепловые нагрузки, приводящие постепенному разложению или появлению трещин в изоляции – тепловое старение изоляции,
механические нагрузки, связанные с возникновением и развитием трещин в твердой изо