Организация в реабилитационном центре социально-бытовой адаптации детей–инвалидов с нарушением зрения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире, к сожалению, возрастает количество детей, имеющих различные нарушения зрения органического и функционального характера. Международное агентство по профилактике слепоты (Международное агентство по профилактике слепоты (IAPB), основанное в 1975 году, является международным альянсом, занимающимся укреплением здоровья глаз) сообщает следующие статистические данные: в России от нарушений зрения страдает около 19 миллионов детей. Из них: 12 миллионов детей имеют нарушения зрения из-за состояний, которые легко поддаются диагностике и корректировке, а вот 1,4 миллиона детей являются неизбежно слепыми [47].
Не сложно предположить, что зрительные нарушения осложняют познание и восприятие детьми окружающего мира, что воздействует на моторное, познавательное и речевое развитие детей. Результатом зрительной патологии может стать и задержка в развитии социальных и коммуникативных навыков, и формировании недостаточно адекватного представле
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 6
1.1 Подходы к пониманию сущности социально-бытовой адаптации на современном этапе 6
1.2. Дети - инвалиды с нарушением зрения как объект социальной работы 14
1.3. Сущность и содержание социально – бытовой адаптации детей – инвалидов с нарушением зрения 24
Выводы по первой главе 30
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ В РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ СОЦИАЛЬНО – БЫТОВОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ 31
2.1. Изучение практического опыта социально – бытовой адаптации детей – инвалидов с нарушением зрения в БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» 31
2.2. Проект программы социально – бытовой адаптации детей – инвалидов с нарушением зрения в БУ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нижневартовский многопрофильный реабилитационный центр для инвалидов» 49
Выводы по второй главе 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР. –1993.– Выпуск XLVI.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Текст Конституции опубликован в «Российской газете» от 25 декабря 1993 г. N 237 (первоначальный текст)
3. Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 54738-2021 "Реабилитация инвалидов. Услуги по социальной реабилитации инвалидов" с датой введения в действие 1 декабря 2021 года. взамен ГОСТ Р 54738-2011 // ПРИКАЗ от 4 июня 2021 г. N 520-ст ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 августа 1998 г., № 31, ст. 3802.
5. Федеральный закон от 4 мая 1995г. №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. № 21, ст. 1929.
Научная литература
6. Амитов С. Миграционные процессы в Казахстане и социальная адаптация оралманов. Социологический анализ: Учебное пособие / С. Амитов - Казахский национальный университет имени аль-Фараби Литагент, 20. 220с.
7. Аникеева О. А. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности : учебное пособие / О. А. Аникеева О. А. - Москва : ИНФРА-М, 2009. - 377
8. Байкова В. Ш. Особенности подготовки к инклюзивному образованию обучающихся с нарушениями зрения / В. Ш. Байкова, Г. Ю. Колычева // Проблемы современного педагогического образования. – 2017. – № 56-10. – С. 22-30.
9. Борисова Н.А. Основы дефектологии и инклюзивного образования : учебное пособие / Н. А. Борисова, И. А. Букина, Д. А. Букин ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию Череповецкий государственный университет, Институт педагогики и психологии, Кафедра дефектологического образования, РУМЦ СЗФО ЧГУ. - Череповец : ЧГУ, 2021. - 277 с.
10. Вишневский М.И. Философия : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по педагогическим специальностям / М. И. Вишневский. - Минск : Вышэйшая школа, 2008. - 478
11. Воронцова М.В. Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната: Учебное пособие / М.В. Воронцова, Т.А. Левченко. - Таганрог: Издатель А.Н. Ступин, 2013. – 185с.
12. Воронцова М.В.Социально-бытовая адаптация детей и подростков с множественными нарушениями в условиях детского дома-интерната : учебное пособие / М. В. Воронцова, Т. А. Левченко ; М-во общ. и проф. образования РФ, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования "Российский гос. социальный ун-т", Фил. в г. Таганроге. - Таганрог : А. Н. Ступин, 2013. - 181 с.
13. Ворошилова Е.Л. Орган
Рассмотрим данные уровни и начнем с первого, мотивационного уровня. Мотивационный уровень – название говорит за себя, и представляет образование мотивации производимой работы в взаимосвязи начиная с осмыслением ее общественной, а также индивидуальной значимости (мотивация: внутренняя и внешняя) образование необходимости в выполнении деятельности, предопределенной необходимостью в удобстве и комфорте, которые достигаются в итоге выполнения деятельности, или же наоборот избегание дискомфорта, который связан с отказом от рассматриваемой деятельности. Поэтому формируемые в рамках какой-либо деятельности – навыки и умения, которые входят в состав данной деятельности, должны мотивировать ребенка к выполнению деятельности (мотивация при этом может быть: отрицательная или положительная), а также быть интересным и полезным для ребенка. Формирование личностно-значимой мотивации – эффект временный и он постепенно проходит, к примеру, как утверждает Ворошилова Е.Л.: «мотивированное обоснование чистки зубов, кстати, может мотивировать и сверх-потребность в чистке зубов у ребенка» [13, с.53].
Что касается целевого уровня деятельности, то он подразумевает формирование конкретизированного представления о результате деятельности. Целевые ориентиры могут различаться в зависимости от выработанной мотивации