Особенности социальной работы с неполной семьей
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования продиктована социально-экономическими изменениями, характерными для современной России. Эти изменения затронули все сферы жизнедеятельности общества, обусловили пересмотр сложившихся социальных отношений, оказав влияние на все социальные институты, включая семьи. Роль и значение семьи в жизни человека нельзя переоценить. Именно семья является основой для формирования наиболее значимых социальных функций. Семья является уникальным социальным институтом, посредником между индивидуумом и обществом, транслятором фундаментальных ценностей от поколения к поколению.
Общеизвестно, что роль семьи очень велика в становлении мировоззрения ребенка, его миропонимании и представлении о социальном устройстве мира. Детско-родительские отношения являются тем компонентом, который обуславливает развитие психической составляющей ребенка, так же определяет формирование его личности. Влияние, которое оказывают родители на ребенка, неразрывно связано с воспитател
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………….………………………..….… 4
1 НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ……….… 7
1.1 Неполная семья: определение, виды, современные проблемы………. 7
1.2 Социальная работа с неполными семьями: понятие, технологии, функции………………………………………………………………………….. 11
1.3 Социальное сопровождение как вид социального обслуживания неполных семей (на примере МАОУ СШ № 108 г. Красноярска)…………... 13
1.4 Особенности родительско-детских отношений в неполных семьях….. 18
2 ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГАРМОНИЗАЦИИ РОДИТЕЛЬСКО-ДЕТСКИХ ОТНОШЕНИЙ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ……………….… 24
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов исследования…………………………………………………………………....... 24
2.2 Разработка и реализация программы, направленной на гармонизацию родительско-детских отношений в неполных семьях………………….……… 33
2.3 Оценка результативности работы……………………………………...… 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....…..….. 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….......... 51
Приложение А (справочное) Структура МАОУ СШ № 108 г. Красноярска.. 57
Приложение Б (справочное) Результаты изучения родительско-детских отношений в неполных семьях (первичная диагностика)…………………….. 58
Приложение В (справочное) Тематический план программы «Семейный очаг»……………………………………………………………………………….. 60
Приложение Г (справочное) Результаты изучения родительско-детских отношений в неполных семьях (повторная диагностика)…………………….. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Российская Федерация. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Режим доступа: URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.05.2023). – Текст : электронный.
2 Российская Федерация. Законы. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 28.12.2022) // Режим доступа: URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/ (дата обращения: 20.05.2023). – Текст : электронный.
3 Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Режим доступа: URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023). – Текст : электронный.
4 Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 № 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» // Режим доступа: URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023). – Текст : электронный.
5 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Режим доступа: URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023). – Текст : электронный.
6 ГОСТ Р 52885-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Социальные услуги семье (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 17.10.2013 № 1183-ст) // Режим доступа: URL : http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.05.2023). – Текст : электронный.
7 Андреева, И.А. Формы и методы социальной работы в решении проблем неполных семей как отдельной социальной группы / И.А. Андреева. – Текст : непосредственный. // Социальная консолидация и социальное воспроизводство современного российского общества: ресурсы, проблемы, и перспективы : сборник научных трудов». – Иркутск : Иркутский государственный университет, 2019. – С. 275-282.
8 Безенкова, Т.А. Реализация современных образовательных технологий при формировании социально-педагогической компетентности родителей, воспитывающих детей в неполных семьях / Т.А. Безенкова, Е.В. Олейник, К.Е. Безенков, А.А. Русина. – Текст : непосредственный. // Современное педагогическое образование. – 2021. – № 6. – С. 8-13.
9 Бубнова, С.Ю. Особенности гармонизации детско-родительских отношении в неполных семьях в контексте профилактики девиантного родительства/ С.Ю. Бубнова, В.А. Андриеш. – Текст : непосредственный. // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016.– № 4. – С. 242-245.
10 Бурилкина, С.А. Социальная работа с неполной материнской семьей в условиях Центра социальной помощи семье и детям / С.А. Бурилкина. – Текст : непосредственный. // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2022. – Т. 13, № 2. – С. 63-66.
11 Бурменская, Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А. Г. Лидерс. – Москва : МГУ, 1990. – 136 с. – Текст : непосредственный.
12 Бусловская, М.А. Детско-родительские отношения / М.А. Бусловская, В.Н. Булгакова, Е.С. Кленина, Е.А. Зюзгина. – Текст : непосредственный. // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 29. – С. 88-93.
13 Бутина-Гречаная, С.В. Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений / С.В. Бутина-Гречаная. – Текст : непосредственный. // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. – 2010. – № 5.– С. 244-247.
14 Варавина, Е.А.
В семье ребенок ощущает себя в безопасности, он знает, что родителя верят в него, в его силы, способности и возможности. Ребенок знает, что родители никогда не предадут и ни при каких обстоятельствах не подведут его. Это минимизирует чувство тревожности и стресса [13].
Важность детско-родительских отношений подчеркивается большим количеством исследователей. Т.А. Хамзина утверждает, что в любом возрасте ребенок эмоционален и впечатлителен, он чутко реагирует на проблемы, складывающиеся в семье, остро переживает разногласия между членами семьи. Ребенка достаточно легко убедить, объясняя ему разные правила; легче научить воспринимать те знания, на основе которых он будет строить дальнейшее восприятие действительности [43].
Как отмечают З.И. Рябикина, П.М. Хозяинова, родительско-детские отношения в неполных семьях складываются под влиянием ряда неблагоприятных факторов [36].