Организация работы вожатого с подростками в учреждении дополнительного образования
Актуальность исследования заключается в том, что дополнительное об-разование является неотъемлемой частью организации досуга подростков во внеучебное время. Сейчас стало уделяться большее внимание организации досуговой деятельности подростков, чем когда-либо, потому как подростковый досуг стал значимым не только в каникулярный период.
С быстрым приростом учреждений дополнительного образования повышается уровень воспитательной деятельности, а также создание среды, способствующей в формировании умений, навыков, жизненно важных зна-ний, раскрытие потенциала и развитие творческого потенциала.
Современные учреждения дополнительного образования должны быть организованы таким образом, чтобы удовлетворять потребности и ин-тересы различных категорий детей и подростков. При этом необходимо учитывать возрастные особенности участников образовательного процесса и создавать условия для индивидуального развития каждого ребенка.
Одной из важных задач является стимулирование любознательности и развитие познавательных способностей подростков. Для этого необходимо предоставлять им разнообразные возможности для практического опыта и реализации своих творческих идей.
Таким образом, учреждения дополнительного образования играют важную роль в воспитательной деятельности и развитии подростков. Это позволяет формировать личность ребенка в ее целостности, ориентированной на осознанное и творческое участие в общественной жизни.
Говоря непосредственно о степени разработанности проблемы мы отмечаем, что вопросы дополнительного образования с подростками находит широкое распространение в монографиях, диссертационных работах, научных статьях, учебных и методических пособиях целого ряда отечественных ученых, исследователей, среди которых можно отметить публикации Н.И. Бычковой, В.П. Вахтерова, A.A. Вербицкого, С.Г. Вершловский, С.И. Змеева, И.А Колесниковой, Ю.Н. Кулюткина, А.Е. Марона, E.H. Огарева, В.Г. Онушкина, О.Г. Прохоровой, Н.К. Сергеевой, В.А. Сластенина, Е.В. Ткаченко, З.А. Шукшиной, Н.В. Лебедевой и др. Разумеется, нельзя не упомянуть таких фундаментальных авторов и ученых педагогической науке, как А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, которые активно изучали проблемы образования и педагогики.
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ3
ВВЕДЕНИЕ5
Глава 1. Работа вожатого с подростками в учреждении дополнительного образования как проблема исследования
1.1.Исторические особенности развития учреждений дополнительного образования9
1.2. Анализ актуальных современных проблем организации работы вожатого с подростками в учреждении дополнительного образования 17
Вводы по первой главе23
ГЛАВА 2. Необходимые условия для организации работы вожатого с подростками в учреждении дополнительного образования 24
2.1. Инфраструктура столичных учреждений дополнительного образования для работы с подростками 24
2.2. Анализ московских практик деятельности учреждений дополнительного образования с подростками 32
Выводы по второй главе36
ГЛАВА 3. Характеристика программы «Деятельность вожатого» по работе с подростками в условиях Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара 38
3.1. Диагностика определения потребности работы вожатого с подростками в учреждении дополнительного образования38
3.2. Разработка и апробация программы «Деятельность вожатого» по работе с подростками в условиях Дворца творчества детей и молодежи имени А.П. Гайдара.43
Выводы по третьей главе53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ56
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….62
Список использованных источников
Андреева Н.Д. Особенности содержания подготовки педагога в области дополнительного экологического образования / Н.Д. Андреева, Н.В. Малиновская, А.Н. Стрельцов // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2018. - №190. - С. 141-148.
Апргейд социальных проектов: этапы стартапа. Обновление 2025: всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: 24-25 октября 2019. –Ульяновск: ЗЕБРА, 2019.- 327 с.
Баева Е.В., Игнатенко А.В. Научно-методические основы профессиональной подготовки специалистов для системы дополнительного образования детей в педагогическом университете // МНКО. - 2018. - №4 (71). - С. 261-266.
Байбородова Л.В. Педагогическое обеспечение доступности дополнительного образования сельских школьников // Вестник ВятГУ. - 2018. - №4. - С. 105-118.
Богданова Е.В. Проблемно-стратегический подход в организации вожатской деятельности школьников // Ped.Rev.. - 2016. - №3 (13). - С. 138-147.
Богданова Р.У. Роль образовательных организаций высшего образования в развитии системы дополнительного образования детей // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2019. - №193. - С. 16-23.
Всероссийский Конкурс образовательных практик 2022.
Годлевская, А. Д. Современные требования к вожатому / А. Д. Годлевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 158-160.
Григорьева А.И. Воспитательный потенциал профессиональной деятельности педагога дополнительного образования // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. - №1 (58). - С. 34-41.
Дейч Б.А. Динамика взглядов на теорию внешкольной работы/ Б.А. Дейч, Е.Н. Медынский // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - №5. - С. 165-169.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Актерское мастерство» для детей 14 – 16 лет. - 2021.
Дополнительное образование детей: история и современность : учебное пособие для вузов / ответственный редактор А. В. Золотарева. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Ю
Система дополнительного образования включает в себя важный фактор, прописанный в государственной политике, которым является непрерывность. Когда деятельность является непрерывным процессом, в ней, так или иначе, появляются проблемы. В связи с этим, появляется необходимость изучения актуальных проблем, существующих в данной деятельности [31].
Сотрудниками дополнительного образования являются кадровый состав предпенсионного возраста. Данная проблема не способна вывести систему дополнительного образования на новый уровень [36]:
В системе самой организации дополнительного образования есть один нюанс - недостаток учебной литературы, способной подготовить организацию данной деятельности. Так же недостаточное включение одаренных подростков требует особого внимания для полноценного развития данной категории.