Социальная апатия как негативное явление среди студенческой молодёжи (на примере студентов ргу имени с.а. есенина)
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. В современном обществе, имеющем достаточно высокую динамичность развития, значительную роль играют молодые люди. Использование потенциала социально активной молодежи, в том числе и студентов – это одно из важных условий, которое способствует общественному развитию. Ведь молодое поколение может находить творческие и нестандартные подходы к решению новых вызовов, которые возникают в жизни, а их активное участие в этом является ключевым фактором успеха в построении прогрессивного общества. Вместе с тем молодежь является наиболее чувствительной к новым социальным тенденциям и трендам.
Сейчас молодые люди живут в условиях постоянных политических и социально-экономических кризисов и потрясений. Такая нестабильность условий жизни вызывает значительную тревогу в обществе и может привести к дестабилизации социального настроения. Это же, в свою очередь, проявляется в социальной апатии – бездействии, отстраненности и пассивности.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНА СОЦИАЛЬНОЙ АПАТИИ 7
1.1. Проблема социальной апатии в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.2. Причины возникновения и возможные способы преодоления социальной апатии у молодёжи 16
ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
2.1. Методологическая часть исследования: обоснование цели и задач, выдвижение гипотез, логический анализ основных понятий 22
2.2. Методическая часть исследования 28
2.2.1. Организация и методология сбора и обработки первичных социологических данных 28
2.2.2. Разработка инструментария исследования 30
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 36
3.1. Анализ результатов исследования проблемы социальной апатии как негативного явления в студенческой среде РГУ имени С.А. Есенина 36
3.2. Рекомендации и выводы по результатам исследования 64
3.3. Социальные проекты по решению проблемы социальной апатии в студенческой среде 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
СПИСОКАргунова, В. Н. Проявления социальной апатии у студенческой молодежи / В. Н. Аргунова, А. А. Русь. – Текст : электронный // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. – 2019. – № 4. – С. 89–99. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proyavleniya-sotsialnoy-apatii-u-studencheskoy-molodezhi (дата обращения: 29.04.2023).
Бодрийар, Ж. В тени молчаливого большинства, или конец социального / Ж. Бодрийар. – Текст : электронный. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2000. — 96 c. – URL: https://royallib.com/book/bodriyar_gan/v_teni_molchalivogo_bolshinstva_ili_konets_sotsialnogo.html (дата обращения: 27.04.2023).
Быкова, Е. Ю. Социальная апатия как характеристика состояния учителей в современном обществе (социально-философский анализ) : специальность 09.00.11 «Социальная философия» : авторефират диссертации на соискании ученой степени кандидата философских наук / Быкова Елена Юрьевна ; Национальный исследовательский Томский государственный университет. – Томск, 2017. – 28 с. – Текст : электронный. URL: https://www.dissercat.com/content/sotsialnaya-apatiya-kak-kharakteristika-sostoyaniya-uchitelei-v-sovremennom-obshchestve-sots (дата обращения: 29.04.2023).
Быкова, Е. Ю. Специфика социальной апатии учителей / Е. Ю. Быкова. – Текст : электронный // Вестник Томского государственного университета. – 2015. – № 394. – С. 84–91. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-sotsialnoy-apatii-uchiteley (дата обращения: 29.04.2023).
Вознесенская, Т. Г. Синдром апатии / Т. Г. Вознесенская. – Текст : электронный // Неврологический журнал. – 2013. – № 3. – 4–10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sindrom-apatii (дата обращения: 25.05.2023).
Гаджикурбанова, П. А. Стоическая теория аффектов / П. А. Гаджикурбанова. – Текст : электронный // Этическая мысль. – 2005. - № 6. – 76–89 с. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=13414742 (дата обращения: 23.04.2023).
В данной работе будет проводиться не сплошное, а выборочное исследование, поэтому следующим этапом процесса его реализации станет определение целевой генеральной совокупности, то есть всего множества объектов исследования, заданных программой исследования.
Исследование проводилось на базе РГУ имени С. А. Есенина. В анкетировании принимали участие студенты всех факультетов и институтов с 1 по 5 курс, получающие степень бакалавра.
На 20 апреля 2023 года численность студентов очной формы обучения составила 4 026 человек. В данном исследовании была использована неслучайная стихийная выборка. При доверительной вероятности 0,9 и доверительном интервале погрешности 5% при объеме генеральной совокупности в 4 026 человек выборочная совокупность составила 255 человек.
В данном исследовании проводился онлайн Интернет-опрос, который предполагал самостоятельное заполнение респондентом анкеты, созданной на электронной базе Google Forms.