Использование результатов оперативно-розыскных и режимных мероприятий в качестве доказательств в процессе расследования преступлений, совершенных на территории учреждений УИС
Введение
Актуальность темы исследования поддерживается продолжающейся стагнацией уровня преступности в учреждениях УИС. Проблема своевременного и правильного раскрытия и предупреждения преступлений в учреждениях УИС является частой темой для дискуссий в научно-практических конференциях, проводимых в том числе на базе ведомственных высших учебных заведений ФСИН России.
Основную часть работы по раскрытию преступлений, совершенных в учреждениях УИС, в том числе на стадии покушения проводят оперативные подразделения данных учреждений. Основной базой для раскрытия данных преступлений является оперативная и режимная документация, образующаяся в процессе деятельности соответствующих подразделений учреждений УИС. Несмотря, на предусмотренную уголовно-процессуальным законодательством возможность использования результатов оперативно-розыскной деятельности, возникают определенные трудности в правовом перевоплощении оперативной документации в доказательства
Содержание
Введение3
Глава 1. Оперативно-розыскное обеспечение уголовного судопроизводства при раскрытии преступлений и их взаимодействие9
1.1 Субъекты уголовного процесса и оперативно-розыскной деятельности и их деятельность в обеспечении доказывания по уголовному процессу в целях защиты интересов государства и общества от преступных посягательств.......9
1.2 Соотношение уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности..........................................................................................................19
1.3 Оперативно-розыскная деятельность, как средство обеспечения уголовного-процесса. Оперативно-тактическая комбинация как одно из инструментов оперативно-розыскной деятельности.........................................31
Глава 2. Процесс реализации и применения результатов оперативно-розыскной деятельности и режимных мероприятий в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве, в целях расследования преступлений совершенных на территории учреждений УИС42
2.1 Понятие результатов оперативно-розыскной деятельности и режимных мероприятий как источника криминалистической информации......................42
2.2 Стадия проверки, оценки и реализации результатов оперативно розыскной деятельности и режимных мероприятий в доказывании по уголовному процессу и их уголовно-процессуальная оценка в отношении преступлений, совершенных в учреждениях УИС.....................53
2.3 Особенности использования результатов оперативно розыскной деятельности и режимных мероприятий на стадии возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершенным в учреждениях УИС............................67
2.4 Современные проблемы при доказывании в уголовном судопроизводстве по преступлениям, совершаемым в учреждениях УИС....................................74
Заключение81
Список использованной литературы83
Приложения90
Список использованной литературы
Нормативно-правовые акты
1.Конституция Российской Федерации:принята всенарод. голосованием 12 декабря 1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. - № 31. - ст. 4398.
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. .№ 63-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. - № 25.
ст. 2954.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.
2001. - № 52. - ст. 4921
4. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 2. — Ст. 198.
5. О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений: федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 29. — Ст. 2759.
6. Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (ред. от 20.04.2015): закон РФ от 21 июля 1993 г.
№ 5473-1 // ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 33. - ст. 1316.
7. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства"
8. Определение Конституционного суда РФ № 2801-О/2017 «об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Давлетова Андрея Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьей 89 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
9. Определение Конституционного Суда Российской Федерации об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Воронцова Павла Владимировича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» № 320-О
10. Определение Конституционного Суда РФ от 21.11.2022 N 2980-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Билалова Рената Наильевича на нарушение его конституционных прав статьей 8 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", статьями 13, 14
— материально-техническое обеспечение: криминалистическая техника, информационно-поисковые системы
Если учесть, что в стадии возбуждения уголовного дела решается важный с правовой и практической точек зрения вопрос об обоснованности проведения следственных действий, принятия последующих процессуальных решений, в том числе мер уголовно-процессуального принуждения, которые могут повлечь ограничение (нарушение) прав лиц — объектов уголовно-процессуальной деятельности, а в случае необоснованного отказа в возбуждении уголовного дела нарушение прав лиц, потерпевших от преступления, то вполне очевидна значимость результатов ОРД, на основе которых обосновывается решение о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела. В ст. 149 УПК речь не идет о фактических данных, которые должны быть установлены в процессуальном порядке.