Связь личностных характеристик и конфликтности будущих государственных и муниципальных служащих (на примере студентов КУБГУ)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовательской работы. В настоящее время растет интерес к проблеме конфликтов и их особенностей. Столкновение взглядов, мнений, интересов между людьми может наблюдаться во всех сферах жизни общества. Особенно данная проблема актуальная в образовательной сфере, ведь в процессе учебной деятельности могут наблюдаться различные разногласия, зависящие от психологических особенностей личности. Такие разногласия ведут к острым противоречиям и негативно сказываются как на эмоциональном состоянии студентов, так и на эффективности образовательной деятельности.
Конфликтность личности может зависеть от определённых личностных характеристик, таких как темперамент, характер и акцентуации личности – "заострения" некоторых, присущих каждому человеку, индивидуальных свойств. Стоит отметить, что акцентуированные личности не являются патологическими, другими словами они нормальные. В них потенциально заложены как возможности социально положительных достижений, так и социа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1 Теоретические основы изучения конфликтности и личностных особенностей, влияющих на конфликтность 10
1.1 Теоретико-методологические подходы к пониманию конфликта в современной конфликтологии 10
1.2 Теоретические основы изучения личностных особенностей, влияющих на конфликтность 22
1.3 Теоретические основы изучения конфликтности как личностной характеристики 32
2 Эмпирическое изучение конфликтности и личностных характеристик студентов 37
2.1 Организация и проведение исследования конфликтности и личностных характеристик студентов 37
2.2 Личностные особенности и характеристика конфликтности студентов 39
2.3 Взаимосвязь конфликтности студентов и их личностных особенностей 50
Заключение 53
Список использованных источников 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Аксенова Г. И. Проблема адаптации личности в зарубежной психологии / Г. И. Аксенова, П. Ю. Аксенова, И. И. Купцов // Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 4. – С. 6–11.
2 Акулич М. М. Противоречия и конфликты современного российского образования / М. М. Акулич // Социология образования. – 2016. – № 3. – С. 78–90.
3 Ан Ю. Н. Внутриорганизационные конфликты в вузе: виды и причины возникновения / Ю. Н. Ан // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2016. – № 3. – С. 10–15.
4 Анцупов А. Я. История отечественной конфликтологии. Указатель 1892 диссертаций : библиографическое пособие / А. Я. Анцупов, С. Л. Прошанов. – 2-е изд., испр. и перераб. – Москва: «Проспект», 2021. – 448 с. – ISBN 978-5-392-26103-1
5 Анцупов А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : «Проспект», 2020. – 536 с. – ISBN 978-5-392-36450-3.
6 Асадов А. Н. Методологические возможности применения социометрии для изменения конфликтности в коллективе / А. Н Асадов // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета – 2019. – № 2 (116). – С. 131–133.
7 Балуца А. С. Исследования стратегий поведения в конфликте / А. С. Балуца, А. В. Фурса, Л. В. Бура // Научные исследования и инновации. – 2020. – № 4. – С. 226–232.
8 Бекмаганбетова Г. Г. Конфликтность как психологическая проблема / Г. Г. Бекмаганбетова // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2007. – № 1. – С. 141–144.
9 Бодрая Ю. В. Преодоление конфликтных ситуаций участников образовательного процесс / Ю. В. Бодрая, Е. В. Моцовкина // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2019. – № 3 (31). – С. 108–111.
10 Боженко В. А. Определение понятие «конфликт» / В. А. Боженко // Вестник российского университета дружбы народов. Серия: юридические науки. – 2000. – № 2. – С. 143–147.
11 Вильданова Г. А. Теоретико-игровой подход к и
При экстраверсии доминируют процессы возбуждения, а при интроверсии – торможения [20].
Либидо экстравертов направлено на внешний мир – социальные и практические аспекты жизни имеют для них большое значение, они предпочитают общение и действие [23]. Экстраверты растрачивают свою собственную энергию впустую, устремляясь к объектам внешнего мира. Либидо интровертов направлено на внутренний мир – они склонны погружаться в свои собственные мысли и мечты [23]. Интроверты стараются не тратить энергию впустую, накапливая ее.
Основное отличие экстравертов от интровертов по мнению создателя концепции экстраверсии-интроверсии К. Г. Юнга, заключается в направлении движения либидо.
Таким образом, экстраверты характеризуются направленностью на мир внешних объектив, а интроверты – на собственный субъективный мир [53]. Другими словами, экстраверты больше направлены именно на внешнюю среду и получают большое удовольствие от общения с д