Комплексное и всестороннее изучении особенностей таможенно-тарифной политики как части внешнеторговой деятельности государства.
ВВЕДЕНИЕ
Новые вызовы глобальной экономики, сопровождаемые ростом протекционизма, изменением организационно-правовых условий ведения внешнеэкономической деятельности, усилением интеграционных процессов в экономике, сменой технологической парадигмы повышают требования к деятельности таможенных органов. В этих условиях на современную таможню возлагается решение важных задач по обеспечению защиты национальной безопасности и созданию условий для упрощения международной торговли.
На современном этапе развития государства таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности занимает основное место в торговой политики. Таможенно-тарифное регулирование реализуется в целях соблюдения международных обязательств Российской Федерации, поддержания стабильной внешней торговли, защиты экономики государства от негативных явлений недобросовестной внешней торговли.
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ3
1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ В РЕГУЛИРОВАНИИ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ7
1.1. Современная таможенно-тарифная система и ее основные инструменты7
1.2. Нормативно-правовая база тарифного регулирования в России17
1.3. Региональные аспекты внешнеторговой деятельности в Российской Федерации24
2. АНАЛИЗ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ30
2.1. Основные направления внешнеэкономической деятельности Брянской области30
2.2. Анализ системы внешнеэкономической деятельности в регионе37
2.3. Влияние таможенно-тарифного регулирования на социально-экономическое положение Брянской области42
3. ОСНОВНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ47
3.1. Оценка проблем таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности47
3.2. Предложения по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования для повышения эффективности внешнеэкономической деятельности53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ69
ПРИЛОЖЕНИЯ78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Таможенный кодекс Евразийского экономического союза // Официальный сайт Евразийского экономического союза от Начало действия документа - 01.01.2018. [Электронный ресурс] // URL: http://www.eaeunion.org/ (дата обращения: 04.05.2023).
Договор о Евразийском экономическом союзе. Подписан в г. Астане 29.05.2014. – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/ (дата обращения: 05.05.2023).
Решение Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза». – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94243/ (дата обращения: 06.05.2023).
Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_94241/ (дата обращения: 04.05.2023).
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза». – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_133133/ (дата обращения: 04.05.2023).
Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант плюс». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/ (дата обращения: 04.05.2023).
Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О та
Как отмечают специалисты — регионоведы, «большинство приграничных регионов по обе стороны российских границ отличаются невысокими показателями душевого производства ВРП относительно средних значений по своим странам. Исключение составляют регионы ресурсного типа, в которых добываются наиболее ликвидные виды сырья, прежде всего нефть и газ, а также отдельные старопромышленные районы и регионы, расположенные рядом с политическими и экономическими столицами». Социально-экономическое неравенство приграничных регионов наиболее значимо на значительной части пограничья между Россией и странами Евросоюза [55, с. 545].
Острота рассматриваемой проблематики влияния внешнеторговой деятельности на социально-экономические процессы, как в отдельном регионе, так и государстве в целом, в условиях действия санкционных режимов и реализуемой государством политики импортозамещения зависит от общей макроэкономической ситуации в государстве