Синонимы и антонимы в словарях формы работы с лексикографией на уроках русского языка в средних классах

Скачать хорошую курсовую работу на тему: Синонимы и антонимы в словарях формы работы с лексикографией на уроках русского языка в средних классах. В работе рассматривается процесс изучения синонимов и антонимов на уроках русского языка учащимися 7-го класса средней школы.
Author image
Fadis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
06.09.2024
Объем файла
83 Кб
Количество страниц
32
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
640 руб.
800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Для современного человека очень важно быть полноценным участником коммуникативного акта: понимать собеседника, доходчиво выражать собственные мысли, чтобы быть верно понятым. С каждым годом эта задача усложняется, поскольку быстро меняющиеся реалии преподносят новое и вытесняют прежние образования из повседневного словарного обихода, тогда как другие слова получают все больше оттенков лексических значений. Важную роль в этих процессах играют синонимы и антонимы.
Синонимы – это слова, которые звучат по-разному, но имеют при этом либо близкие, либо совпадающие значения. Обозначая одно и то же, синонимы характеризуют это с разных сторон [14, 45 с.]. Л. В. Щерба писал еще в середине прошлого века: «Достоинство литературного языка определяется степенью сложности системы его средств выражения… т. е. богатством готовых возможностей выражать разнообразные оттенки» [30, 122 с.].
Антонимы – слова одной части речи, противоположные по своему значению [14, 46 с.]. 

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………….………………... 2
1 Синонимы и антонимы как объект изучения и преподавания в школе….. 6
1.1 Синонимы и антонимы: специфика лексикографирования в словарях………………………………………………………….…….... 6
1.2 Специфика изучения синонимов и антонимов в учебно-методической литературе……………………………............................. 13
2 Опытно-экспериментальная работа по изучению синонимов и антонимов путем использования лексикографии на уроках русского языка в 7-м классе………………………………………………………………………….. 20
2.1 Определение уровня теоретических знаний в обрасти синонимов и антонимов путем использования лексикографии на уроках русского языка в 7-м классе………………………………………………………. 20
2.2 Система заданий, направленных на повышение уровня знаний и навыков в области синонимов и антонимов у учащихся 7-х классов…………………………………………………………………… 26
Заключение……………………………………………………..……...………… 30
Список использованных источников……………………..……………..…...…. 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Апресян, Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов и антонимов русского языка / Ю. Д. Апресян, О. Ю. Богуславская, Т. В. Крылова, И. Б. Левонтина, Е. В. Урысон, В. Ю. Апресян, Е. Э. Бабаева, М. Я. Гловинская, С. А. Григорьева, А. В. Птенцова; под общим руководством академика Ю. Д. Апресяна. – ООО «Языки русской культуры», 2000. – 488 с.
2. Абрамов Н., Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений / Н. Абрамов. – 5-е издание — Москва : Русские словари, 1994. – 502 с. – URL: https://lexicography.online/synonymy/abramov/ (дата обращения 5.04.2023).
3. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / З. Е. Александрова. – 11-е издание, переработано и дополнено. – Москва : ООО «Мир и образование», 2001. – 568 с. – URL: http://rus-yaz.niv.ru/doc/synonyms-aleksandrova/fc/slovar-193-4.htm#zag-1794 (дата обращения 31.05.2023). – ISBN 5-200-02871-X.
4. Бабайцева, В. В. Русский язык. Теория. 5-9 класс : учебник для общеобразовательных учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – Москва : Дрова, 2012. – 319 с. – URL: https://file.11klasov.net/662-russkiy-yazyk-teoriya-5-9-klassy-babayceva-vv-chesnokova-ld.html (дата обращения 31.05.2023). – ISBN 978-5-358-10611-6.
5. Бабенко, Л. Г. Толковый словарь русских глаголов: Идеографическое описание. Английские эквиваленты. Синонимы. Антонимы / Л. Г. Бабенко, И. М. Волчкова, С. В. Гусев, Ю. В. Казарин, М. Л. Кусова, М. Ю. Мухин, А. М. Плотникова, Т. В. Попова, Т. Н. Сивкова, под редакцией Л. Г. Бабенко. – Москва : АСТ-ПРЕСС, 1999. – 704 с.
6. Введенская, Л. А., Словарь антонимов русского языка / Л. А. Введенская. – Москва : ООО «Издательство Астрель, 2003. – 445 с. – URL: https://lexicography.online/antonymy/vvedenskaya/ (дата обращения 31.05.2023). – ISBN 978-5-222-18741-8.
7. Гаврилова, А. С., Словарь синонимов и антонимов современного русского языка / А. С. Гаврилова. – Москва : «Аделант», 2013. – 800 с. – ISBN 978-5-93642-341-3.
8. Горбачевич, К

Федеральный государственный образовательный стандарт предписывает «использование словарей для подбора к словам синонимов, антонимов» [24, 11.1, 6]. В учебниках из Федерального перечня дается обширный дидактический материал на темы «Синонимы» и «Антонимы», но предполагает ли он в процессе обучение использование лексикографии? Для установления этого факта необходимо обратиться к учебникам из федерального перечня.
Как правило, в средней школе синонимы и антонимы начинают изучаться школьниками в 5-м классе в рамках раздела «Лексика». Нами было проанализировано 3 учебника на предмет выявления представленности тем «Синонимов» и «Антонимов». Учебник 5 класса по русскому языку Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцова и др. дает обширный дидактический материал на эту тему [15, 161 с.].