Социально-педагогические технологии организации внеурочной работы по наглядной геометрии в 5-6 классе.
ВВЕДЕНИЕ
Геометрия является уникальным школьным предметом, имеющим огромный развивающий и общекультурный потенциал. В процессе её изучения формируются пространственные представления, необходимые как в учебной, так и практической деятельности, в дальнейшей социализации обучаемых. Один из благоприятных периодов для этого – 5-6 классы. Учащиеся должны уметь изображать плоские фигуры и их комбинации, пространственные фигуры от руки, с помощью чертежных инструментов и электронных средств по текстовому или символьному описанию; знать пространственные фигуры.
Актуальность данного исследования заключается в необходимости интеграции подходов к оценке социально-педагогических технологий организации внеурочной работы по наглядной геометрии в 5-6 классе. Как это ни покажется странным, вопрос о том, какой должна быть геометрия в 5–6 классах, стал особенно актуален после включения геометрических задач в ОГЭ и ЕГЭ по математике. Именно тогда проявились существенные пробелы в геометрической подготов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ5
1 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПО ОСНОВАМ ГЕОМЕТРИИ8
1.1 Общая характеристика внеурочной деятельности8
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности по наглядной геометрии в 5-6 классе11
1.3 Формы, методы и приемы внеурочной деятельности по наглядной геометрии в 5-6 классе15
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПО ОСНОВАМ ГЕОМЕТРИИ26
2.1 Анализ учебников 5-6 классов на содержание геометрического материала26
2.2 Рабочая программа для учащихся 5-6 классов по основам геометрии в условиях внеурочной деятельности41
2.3 Планируемые результаты от внедрения программы48
2.4 Рекомендации по форме организации учебной деятельности и системе оценивания53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ59
ПРИЛОЖЕНИЯ62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Белоусова Н. А. Исследование влияния нейродинамических особенностей функционирования центральной нервной системы на индивидуальные достижения в обучении студентов вузов и учащихся школ посредством SMART-технологий: монография / Н. А. Белоусова, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева. – Челябинск: Южно-Уральский научнообразовательный центр РАО, 2021. – 179 с.
Блинова Т.Л., Корнеева А.А., Куровская А.А., Семенова И.Н. К вопросу о формировании регулятивных универсальных учебных действий в процессе работы с математическим материалом // Актуальные вопросы преподавания математики, информатики и информационных технологий. Межвузовский сборник. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т., 2019. – с.163-167.
Болтенко А. П. Опыт и проблемы использования методологических заданий в учебном процессе по физике / А. П. Болтенко, О. Р. Шефер, Т. Н. Лебедева // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2020. – № 1 (154). – С. 56–73.
Бормотова А. Г., Мамалыга Р. Ф. Пропедевтика понятий стереометрии у обучающихся 5-6-х классов с помощью приемов оригами //Педагогическое образование в России. – 2020. – №. 3. – С. 115-122.
Виленкин Н.Я. Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2013. – 280 с.
Виленкин Н.Я. Математика: Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2013. – 288 с.
Денищева Л. О., Краснянская К. А., Рыдзе О. А. Подходы к составлению заданий для формирования математической грамотности учащихся 5-6 класса //Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2. – №. 2 (70). – С. 181-201.
Дорофеев Г.В. Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др. – М.: Дрофа, 2000. – 288 с.
Дорофеев Г.В. Математика: учебник для 5 класса общеобразовательных учебных заведени
Математика 6 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений / Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др. – М.: Дрофа, 2000 [9].
Все без исключения учебники по содержанию по манере и стилю, выстроены таким образом, чтобы обеспечить и гарантировать ученикам довольно легкий и безболезненный переход к систематическому изучению курса геометрии в 7 классе.
Содержание учебников полностью соответствует требованиям стандарта математического образования для учеников 5-6 классов. В учебниках изложен тот минимум содержания, который предлагали учебники для 1-4 классов, это дает возможность использовать данные учебники в качестве продолжения любого курса математики, так традиционно, так и развивающего направления.
Далее каждый учебник рассмотрен более подробно:
Математика: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд – М.: Мнемозина, 2013.