Изучение имён собственных на уроках русского языка на примере топонимов Благовещенского района Амурской области

Скачать курсовую работу, в которой исследуется функционирования топонимов Благовещенского района Амурской области и на их примере показать особенности изучения имени собственного на уроках русского языка.
Author image
Askar
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
30.08.2024
Объем файла
5340 Кб
Количество страниц
28
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
480 руб.
600 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕАктуальность данной работы обусловлена тем, что перед современным образовательным процессом ставят задачу воспитывать полноценную, гармоничную личность, обладающую способностью рефлексировать себя и окружающую действительность через язык в том числе; важностью знания о происхождении географических названий, их изменениях во времени, что расширяет кругозор учащихся, помогает сформировать вдумчивое, заинтересованное отношение к фактам языка; методической тенденцией (на уроках русского языка) когнитивно-семантического подхода при ознакомлении с языковыми явлениями, с особенностями функционирования топонимов в языке и правилами написания топонимов; и тем, что использование текстов топонимического содержания обогащает словарный запас учащихся, укрепляет орфографические и речевые умения и навыки, если учитель обращает внимание учащихся на правила произношения географических названий, соблюдение орфоэпических норм.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1 Методика изучения имени собственного на уроках русского языка 5

1.1 Анализ учебников по русскому языку 9

2 Рекомендации учителю по изучению имени собственных на уроках русского языка (на примере топонимов Благовещенского района Амурской области) 13

2.1 Система упражнений по теме имя собственное (на примере топонимов Благовещенского района Амурской области) 14

2.2 Конспект урока по русскому языку в 10 классе (1 курс среднего профессионального образования) на примере топонимов Благовещенского района Амурской области 17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ1.Беленькая, В. Д., Топонимы в составе лексической системы языка / В. Д. Беленькая. – Москва : Изд-во Моск. ун-та, 1969. – 168 с.
2.Введенская, Л. А., Колесников, Н. П. От собственных имен к нарицатель-ным: кн. для учащихся ст. классов сред. шк. / – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Просвещение, 1989. – 143 с. – ISBN 5-09-001103-6.
3.Воителева, Т. М., Антонова, Е. С, Русский язык: учебник для сред. проф. образования / 5-e изд., стер. / Т. М. Воителева, Е. С. Антонова. – М. : Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с. – ISBN 978-5-7695-9732-9.
4.Галуза, О. Ю., Кирпикова, Л. В, Шенкевец, Н. П. Школьный диалектный словарь Приамурья / О. Ю. Галуза, Л. В. Кирпикова, Н. П. Шенкевец. – Благовещенск : Изд-во БГПУ, 2013. – 268 с. – ISBN 978-5-8331-0301-2.
5.Герасименко, Н. А. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. А. Герасименко. – М. : Издательский центр «Академия», 2011. – 496 с. – ISBN 978-5-4468-4246-9.
6.Жучкевич, В. А. Общая топонимика: учебное пособие / В. А. Жучкевич. – Минск : Вышэйш. школа, 1968. – 432 с.
7.Львов, М. Р., Рамзаева, Т. Г., Светловская, Н. Н. Методика обучения рус-скому языку в начальных классах: 2-е изд., перераб. / М. Р. Львов, Т. Г. Рамзаева, Н. Н. Светловская. – М. : Просвещение, 1987. – 414 с.
8.Мельников, А. В. Топонимический словарь Амурской области. / А. В. Мельников, П. Ю. Афанасьев. – Благовещенск : Хабаровское книжное из-дательство, 2009. – 232 с.
9.Мурзаев, Е. М. Топонимика и география / Е. М. Мурзаев // Вестник Мос-ковского государственного университета. География. – М. : Изд-во МГУ, 1963. – 304 с. – ISBN 5-02-003602-1.
10. Никонов, В. А. Введение в топонимику / В. А. Никонов. – М. : Наука, 1965. – 117 с.
11.Суперанская, А. В. Общая теория имени собственного / Изд. 2-е, испр. / А. В. Суперанская. – Москва : Наука, 2007. – 187 с. – ISBN 978-5-382-00244-6.
 


Далее рассмотрим такую тему, как «Имя существительное», сравним его в обоих учебниках.
В учебнике Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой данная тема представлена теорией по «Лексико-грамматическим разрядам», «Грамматическим категориям» (категории рода, числа и падежа), есть подробные таблицы склонений.
В учебнике Н.А. Герасименко эти тематикам также присутствует, однако темы по правописанию суффиксов и сложных имён существительных он даёт в отдельных параграфах. Стоит добавить, что у Герасименко есть такие темы, как «Словообразование имен существительных», «Порядок морфологического разбора», а также характерные для учебников по русскому языку контрольные вопросы и задания в конце раздела. Этого нет в учебнике Е.С. Антоновой и Т.М. Воителевой, однако у них разделы представлены более подробно.
Например, проанализируем такую тему, как «Род имён существительных».