Конституционное регулирование общественного контроля за деятельностью органов публичной власти
Актуальность темы исследования.Активное вовлечение гражданских институтов в политику публичного управления является ключевым фактором развития России и благополучия ее граждан. Гражданское общество является важнейшим элементом прогрессивного развития человеческой цивилизации, обеспечивая правовое государство, свободное от коррупции и злоупотреблений властью, а также предотвращая социально-политические конфликты. Ориентация на интересы общества необходима для обеспечения полноценного конституционно-правового регулирования социальных отношений и процессов.
Развитие гражданского общества в России было долгим и трудным процессом, но благодаря переосмыслению роли гражданских институтов и установлению конструктивного диалога с представителями неправительственных организаций, его развитие продвигалось вперед. Сегодня гражданское общество играет важную роль в управлении государством и определяет возникновение новых форм участия населения в политических процессах. Конституция Российской Федерации создала нормативную основу для формирования демократического публично-правового пространства, которое свободно и открыто для диалога с обществом.
Важнейшей гарантией деятельности гражданских институтов и участия населения в управлении делами государства является конституционный принцип народного суверенитета, который определяет единственный источник власти в России – ее многонациональный народ. Однако для функционирования демократического правового государства необходима подотчетность и подконтрольность органов публичной власти. Закрытость системы публичного управления может привести к делегитимации всей системы государственного управления и общественным протестам, так как она не дает возможности обществу оценить, насколько результаты деятельности власти соответствуют ожиданиям народа.
Степень разработанности темы. В работах советских ученых уже в прошлом веке были заложены теоретические основы общественного контроля. Российские ученые, такие как С.А. Авакьян, В.В. Гриб, Л.Ю. Грудцына и Т.В. Милушева, внесли большой вклад в развитие доктрины гражданского общества, изучение проблем защиты прав граждан и разработку механизма общественного контроля. Наличие полноценно функционирующей системы общественного контроля укрепляет основополагающие конституционные принципы, которые определяют примат прав и свобод человека и гражданина и ведущую роль народа как источника власти
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ........8
?1. Сущность общественного контроля................................................................8
?2.Конституционно-правовое взаимодействие публичной власти и институтов гражданского общества……………....................................................................16
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ......................23
? 1. Конституционно-правовой статус институтов гражданского общества
как субъектов общественного контроля…..........................................................23
?2. Формирование и деятельность органов публичной власти как
объект общественного контроля.........................................................................33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................43
СПИСОК
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты и иные официальные документы:
1.1Конституция Российской Федерации // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 10.03.2023).
1.2Об основах общественного контроля в Российской Федерации: федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 27. 12.2018)// СПС Консультант Плюс (дата обращения: 10.03.2023).
1.3О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ (последняя редакция)//СПС Консультант Плюс (дата обращения: 20.03.2023).
1.4Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (последняя редакция) //СПС Консультант Плюс (дата обращения: 28.03.2023).
1.5О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: // Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 12.10.2021) // СЗ РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 801; 2021. – № 42. – Ст. 7068.
1.6Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776; 2021. №
1.7Об Общественной палате Российской Федерации: федеральный закон от 04.04.2005 № 32-ФЗ (ред. от 11.06.2021) // СПС Консультант Плюс (дата обращения: 10.03.2023).
1.8 Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: федеральный закон от 26.11.1996 г. № 138-ФЗ (ред. от 04.06.2014) // СЗ РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5497; 2014. - № 23. - Ст. 2931. 313
1.9Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации: федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 04.06.2021) // СЗ РФ. - 2002. - № 24. - Ст. 2253; 2021. - № 23. - Ст. 2916
Вопрос определения и состава институтов гражданского общества в научной юридической литературе имеет много точек зрения. Один из них, представленный Ю.А. Тихомировым, считает, что гражданское общество является правовым способом самовыражения и социализации личности, участием в принятии важных решений и непосредственным выражением мнений граждан по вопросам общественной жизни. Как институты гражданского общества он относит местное самоуправление, неправительственные объединения граждан, институты непосредственной демократии, институты гражданской инициативы, средства массовой информации, общественные движения, а также семью и другие институты.
В научной литературе часто высказывают скептические оценки относительно эффективности модели диалогово-партнерских отношений между гражданами и властью.