Проблематика изучения диалектной лексики в школе и вузе , в курсе русского языка

Скачать курсовую работу, в которой исследуется разновидности русского национального языка и описать методику ознакомления с диалектной лексикой в школьном курсе русского языка.
Author image
Askar
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
25.08.2024
Объем файла
153 Кб
Количество страниц
30
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
520 руб.
650 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Русский язык имеет огромный запас слов и фраз, который передаётся из поколения в поколение. Большинство слов являются общеупотребительными и используются всеми русскими людьми, независимо от места жительства и профессии. Однако, существуют группы слов и выражений, которые ограничены в использовании. К ним относятся диалектизмы и специальная лексика. Диалектизмы характеризуются использованием в речи жителей конкретной области. Например, на севере России всходы ржи называются озимью, а на юге - зеленью; в Сибири валенки называются пимами, а на юге - чёсанками. Диалектные слова используются русскими писателями и поэтами как одно из выразительных средств.
Все русские люди, независимо от местожительства и профессии, используют общеупотребительные слова, которые составляют основную часть лексики русского языка. Однако диалектные слова, хоть и не являются частью общелитературной лексики, постепенно проникают в литературный язык через разговорную речь. 

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические вопросы изучения диалектной лексики в вузе и школе………………………………………………………………………………6
1.1.Особенности изучения диалектной лексики………………………………..6
1.2.Место?и?роль?диалектной?лексики?…………………………………………11
Глава 2. Проблемы изучения диалектной лексики в школе и вузе , в курсе русского языка и способы их решения…………………………………………15
2.1 Изучение проблем изучения диалектной лексики………………………...15
2.2. Пути решения проблем……………………………………………………..20
Глава 3. Рекомендации по улучшению преподавания диалектной лексики в школе и вузе , в курсе русского языка………………………………………….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список литературы………………………………………………………………29

Список литературы
1. Аванесов Р.И. Очерки русской диалектологи / Р.И. Аванесов. - М.: Наука, 2019. – 243 с.
2. Авдеева М.Т. Украинские говоры российско-украинского пограничья / М.Т. Авдеева // Славянский мир: общность и многообразие: материалы международной научной конференции. – Воронеж: ВГУ, 2018.
3. Алферов А.Д. Родной язык в средней школе (опыт методики) / А.Д. Алферов. - М.: Издательский центр ?Академия?, 2020. – 440 с.
4. Баранникова Л.И. Специфика диалектного слова / Л.И. Баранникова // Предложение и слово: межвузовскиий сборник научных трудов. – Саратов: СГУ, 2018. – С. 304-306.
5. Баранов М.Т. Методика изучения лексики и фразеологии в средней школе: пособие для учителей / М.Т. Баранов. - М.: Просвещение, 2019. – 146 с.
6. Баринова Е.А. Основы методики развития связной речи / Е.А. Баринова. - М.: Просвещение, 2018. – 432 с.
7. Березкина Г.А. Формирование информационной культуры младших школьников. Работа со словарем И.С. Меркурьева ?Живая речь кольских поморов? / Г.А. Березкина // Начальная школа. – 2019. - № 4. – С. 26-28.
8. Блинова О.И. Введение в современную региональную лексикологию: учебное пособие / О.И. Блинова. – Томск: ТГУ, 2018 – 146 с.
9. Блинова О.И. Русская диалектология. Лексика: учебное пособие / О.И. Блинова. – Томск: ТГУ, 2018. – 176 с.
10.Букринская И.А. Изучение народных говоров в школе / И.А. Букринская, О.Е. Кармакова // Русская словесность. – 2018. - № 3.
11.Бурназян Н.А. Работа по морфологии в условиях диалектного окружения / Н.А. Бурназян // Филология в образовательном пространстве донского региона и ее роль в развитии личности: межвузовский сборник научных. - Ростов на Дону, 2018. – С. 46–52.
12.Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев. - М.: Просвещение, 2021. - 373 с.
13.Вайсгербер Й.Л. Язык и философия / Й. Л. Вайсгербер // Вопросы языкознания. – 2019. - № 2.
14. Гвоздев А.Н. От первого слова до первого класса / А.Н. Гвоздев. - Саратов, 2020. – 324 с.


Синонимами литературных слов являются лексические диалектизмы, которые имеют одинаковое значение, но различаются по звуковому комплексу. Они обозначают те же понятия, что и соответствующие им слова стандартного языка. Примерами лексических диалектизмов являются слова: варежки, красивый, белка, дорожка, брезгать, овраг, лес и другие. Лексико-семантическими диалектизмами называются слова, которые написаны и произносятся так же, как литературные, но отличаются от них значением.