Локальные нормативно-правовые акты как источники трудового права
ВведениеЛокальное регулирование в сфере труда признается сегодня достаточно эффективным механизмом правового регулирования.
В рамках децентрализованного регулирования именно локальное упорядочивание трудовых и непосредственно связанных с ними отношений предоставляет работодателю наиболее действенные возможности для решения внутриорганизационных вопросов и построения механизма управления компанией.
Каждая организация или индивидуальный предприниматель должны иметь локальные нормативные акты, соответствующие профилю их деятельности, которые разрабатываются на основе действующего законодательства Российской Федерации.
При помощи локального правового регулирования работодатель имеет возможность осуществлять локальное нормотворчество, реализуя тем самым свою нормативную власть по отношению к работникам.
Содержание
Введение 3
Глава 1. Понятие и место локальных нормативных правовых актов в регулировании трудовых отношений 6
§ 1. Нормативные правовые акты работодателя, содержащие нормы трудового права 6
§2. Процедура принятия и изменения локальных нормативных актов 15
Глава 2. Анализ основных локальных нормативных актов 23
§ 1. Акты, принимаемые совместно работодателем и работником 23
§ 2. Акты, принимаемые с учетом мнения работников 28
§ 3. Акты, принимаемые работодателем единолично 35
Глава 3. Споры, касающиеся норм локальных актов 40
§ 1. Обжалование локального нормативного акта 40
§ 2. Оспаривание действия работодателя, основанных на локальных актах 45
Заключение 51
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 54
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературыI. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации ""Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ)" от 12.12.1993 // Проспект. — 2021 г. — № 3.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022, с изм. от 11.04.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1. - ст.8.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2015. -№10. - Ст.1391.
4. Федеральный закон "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" от 03.07.2016 N 348-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2016. - №27. – Ст.4281.
5. Письмо Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70561098/, свободный. – Проверено: 27.04.2023.
6. Приказ Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (ред. от 14.05.2018) [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216461/, свободный. Проверено: 24.04.2023.
II. Материалы судебной (иной юридической) практики:
1.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" // "Российская газета". – 2019. - №6.
Следовательно, если принят закон или другой нормативный правовой акт, устанавливающий более высокий уровень гарантий работникам по сравнению с локальным нормативным актом, действие акта или отдельных его положений прекращается.
Как мы видим, на законодательном уровне отсутствует порядок разработки локальных нормативных актов, что на практике может привести к ошибкам при составлении и принятии локальных нормативных актов. На наш взгляд, следует доработать законодательство, указав точный порядок разработки и типовые формы, как минимум, обязательных для принятия локальных нормативных актов.