Слияния и поглощения коммерческих организаций гражданско-правовой аспект
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько десятилетий в России произошли ряд значительных социально-экономических изменений, оказавших влияние на формирование института права собственности, а также перераспределение данной собственности. Ежедневно осуществляются операции на рынке по продаже или покупке бизнеса, долей, передачей управления, что ознаменовалось процессом укрупнения бизнеса и капитала коммерческих организаций на макро- и микроуровнях, имеющих определение как процесс «слияний и поглощений» (также именуются сокращенно как M&A – Mergers and Acquisitions — далее по тексту) в РФ.
Операции по M&A предприятий неотъемлемо присущи рыночной экономике как в РФ, так и за рубежом. Многие консалтинговые и аналитические компании проводят различного рода оценки и публикуют отчеты о состоянии рынка M&A на ежеквартальной, полугодовой или годовой основе. Рынок M&A в РФ сформировался не так давно, а ввиду недавно сложившейся геополитической обстановки и пандемии COVID-19 играет ва
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ И ФЕНОМЕН СДЕЛОК СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 10
1.1. Понятийные характеристики сделок слияний и поглощений коммерческих организаций в российском праве 10
1.2. Экономический аспект: факторы заключения сделки слияния или поглощения и её результат влияния на коммерческую организацию 20
1.3. Сравнительно-правовой анализ функционирования института слияний и поглощений коммерческих организаций 31
ЮРИДИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СДЕЛОК СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРОБЛЕМЫ ЕГО ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ 43
2.1. Анализ законодательной базы и судебной практики в сфере сделок слияний и поглощений коммерческих организаций 43
2.2. Юридические злоупотребления в сделках слияний и поглощений и способы защиты прав участников коммерческих организаций от недружественных сделок 54
2.3. Выработка предложений по улучшениям в законодательной базе для решения споров и регулирования сделок слияний и поглощений 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 0top0030 ноября 1994 года N 51-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. От 03.04.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 16.04.2022) "Об обществах с ограниченной ответственностью" // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ (ред. от 07.10.2022, с изм. от 19.12.2022) "Об акционерных обществах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон №7 от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон от 05 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» // СПС «КонсультантПлюс»
Федеральный закон от 14.07.2022 № 286-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" и Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СПС «КонсультантПлюс»
Постановление Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий: Указ Президента Рос. Федерации от 16.11.1992 № 1392 (в ред. от 26.03.2003, с изм.от 30.06.2012) // СПС «КонсультантПлюс»
Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции в Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс»
Раздел III Основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года, утв. Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 N 1663-р // СПС «КонсультантПлюс»
Указ Президента Российской Федерации «
Для акционерных обществ характерно руководство в интересах акционеров, стремление к максимизации дивидендных выплат и доходности в расчете на акцию. Данные вопросы находят отражение в выборе стратегии развития компании, формирующейся под влиянием внутренних и внешних факторов.
К факторам внешней среды относятся наличие и рост конкуренции, конкуренция по сырьевой базе, колебания рыночной конъюнктуры, сильная концентрация рынка и монополизация производства, негативный тренд в отдельных отраслях экономики, наличие значительной налоговой нагрузки, сокращение бюджетного финансирования, регионализация экономики, уровень инфляции, административные барьеры, уровень развития кредитной системы страны и т.д. К внутренним факторам относятся, прежде всего, неэффективность управления, наличие свободных финансовых ресурсов для инвестиций и т.д. Многие эксперты придерживаются мнения о том, что в большинстве случаев причинами слияния или поглощения являются именно внешние факторы [49].