Современные практики неформального образования: особенности, проблемы и парадоксы
ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования
Переживаемая российским обществом масштабная структурная трансформация затронула все сферы социальной жизни, все социальные институты общества.
Процессы трансформации общества, характеризующиеся масштабностью и всеохватностью, приводят к появлению новых реалий социальной жизни. Новые реалии вызывают изменениепотребностей общества в различных сферах жизни. Социальные институты, чьей спецификой существования является удовлетворение общественных потребностей, вынуждены приспосабливаться к изменяющейся ситуации. Это проявляется изменениями в структуре, новым исполнением функций, перераспределением функций между институтами.
Наряду с остальными социальными институтами процесс развития затронул и институт образования.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИНСТИТУТА ОБРАЗОВАНИЯ.
1.Современный институт образования: структура, уровни, типы.
2.Неформальное образование как особый вектор образовательной траектории.
ГЛАВА 2. НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ.
1. Особенности, предпочитаемые практики, преимущества и недостатки российского неформального образования
2. Вовлеченность студенческой молодежи г. Ростова-на-Дону в структуры неформального образования (по результатам авторского пилотажного исследования)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВБабаева Э. С. История неформального образования за рубежом // Гуманизация образования. 2015 № 2. С. 131–137.
Барабаш А. Специфика организации непрерывного образования в Канаде / Елена Барабаш // Сравнительная профессиональная педагогика. - 2012. - № 1. - С. 40-45.
Большов В.Б. Высшее образование в системе жизненных стратегий молодежи : региональный аспект : дис. канд. социолог. наук наук: 22.00.04. - 2007. - 159с.
Бурняшева Л.А. Сервисология (Человек и его потребности): учебное пособие / Л.А. Бурняшева, Т.А. Кольчугина, Е.Н. Гончарова. - 2-е изд. М.: КНОРУС; Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2016. — 423 с.
Бирюкова И. К. Неформальное образование: понятие и сущность // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2012. С 87 – 112
Бурцева И.В. Актуализация человеческого потенциала лиц пожилого возраста как результат самообразовательной деятельности / И.В. Бурцева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. заочно. науч.конф.(г. Пермь, апрель 2011). – 2011. – Т. 2, № 416. – С. 164-166
Бруднов А.К. Неформальное и непрерывное. О развитии дополнительного образования детей// Директор школы. 1995. № 2. С. 56-57.
Волков А.Е., Климов А.А. Квалификационный капитал и развитие системы непрерывного образования. тенденции и вызовы: Сб. ст. и аналитических докл. / Сост. В.А. Мау, Т.Л. Клячко, А.А. Климов, М.В. Носкова. М.: Изд-во «Дело» АНХ, 2014 - С.190-197.
Гаврилова И. В., Запруднова Л. А. Формальная, неформальная и информальная модели образования // Молодой ученый. 2016. №10. С. 1197.
Гохберг Л. М. и др. Образование в цифрах: 2020: краткий статистический сборник //М.: НИУ ВШЭ. – 2020.
Гончарук А. Неформальное образование взрослых в странах ЕС / А. Гончарук // Педагогические науки. - 2012. - № 54. - С. 31-36.
В таблице1 «Особенности формального и неформального образования» четко видно преимущества и проблемное поле неформального образование по сравнению с формальным.
Отметим, что каждый человек может выбрать для себяприоритетное направление в получении образования. Отметим, что неформальное образование очень популярно среди населения.Неформальное образование, молодёжь и взрослые могут получить в университетах, клубах, учебных и просветительских центрах, общественных объединениях и союзах, домах культуры, музеях, в библиотеках, студиях, кружках, школах, мастерских искусства (в том числе и при монастырях) и др.
На сегодняшний день популярны – курсы, тренировочные занятия, индивидуальные занятия с репетитором, мастер-классы по личному и профессиональному развитию молодёжи и различных категорий взрослых.