Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов как средство профилактики коррупции: понятие, содержание (по материалам Республики Татарстан)
Введение
Улучшение антикоррупционного законодательства является одной из стратегически важных задач государства. Коррупция является общественно опасным социальным явлением, особенно в управленческой сфере при разработке и принятии нормативно-правовых актов. Она негативно сказывается на эффективной деятельности государственных и местных органов власти, причиняет материальный ущерб отдельному человеку, государству. Если не бороться с коррупцией, то ущемляются права и законные интересы граждан и государства в целом.
Появление коррупции связано с не качественностью законодательства, коррупциогенностью нормативно-правовых актов. Многие из них содержат большое количество норм, которые способствует злоупотреблению властными полномочиями, и тем самым порождают коррупцию. Для устранения коррупциогенных норм органы государственной власти должны повысить качество правового регулирования, обеспечить режим законности. Одним из способов является принятие федеральных законов (например, Федераль
Содержание
Введение ................................................................................................................. 3
Глава I. Теоретические основы организации и проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов………………………………………………………………………6
§1. Понятие антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов, ее соотношение с иными видами экспертиз ............................................................. 6
§2. Процедуры антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов...........................................................................................................10
Глава II. Реализация антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (на примере Республики Татарстан)…………………………………………………………19
§1. Особенности и проблемы реализации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации ..................19
§2.Особенности антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов в Республике Татарстан................................................................................26
Заключение .............................................................................................................37
Список использованных нормативных актов, материалов судебной
(иной юридической) практики, специальной литературы.......................... ……39
Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики и специальной литературы
I. Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. - 1993. - №237; 2020. - №55.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья: федеральный закон от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ (с изм. от 21 декабря 2021 г.)
// Собрание законодательства РФ. - 2001. -№49. - Ст.4552; Российская газета. - 2021. - № 294 (8645).
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: федеральный закон от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (с изм. от 21 декабря 2021 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391; Российская газета. - 2021. - №145.
4. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (с изм. от 11 октября 2018 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 29. - Ст. 3609
5. Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. № 96 (с изм. от 10 июля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 10. - Ст. 1084.
6. Приказ Генеральной прокуратуры РФ «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов» от 28 декабря 2009 г. № 400 [электронный ресурс]. - Доступ: https://www.consultant.ru.
7. Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации: приказ Минюста России от 29.03.2019 № 57 / Текст приказа опубликован на «Официальном интернет- портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 апреля 2019 г.
7. Федеральный закон «О противодействии коррупции в Республике Татарстан: закона Республики Татарстан от 04.05.2006 № 34- РТ (с изм. от 16 июля 2021 г.) // Республика Татарстан. - 2006. - №93.
8. Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов республиканских органов исполнительной власти, их государственной регистрации и опубликования: постановление КМ РТ от 18 июля 2002 г. № 426
// Собрание постановлений и распоряжений КМ РТ и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. - 2002. - №1.
9. Об утверждении
Методика, устанавливающая перечень коррупциогенных факторов, а также дающая им определение, не содержит саму процедуру, а равно методику сам алгоритм проводимых действий эксперта при проведении антикоррупционной экспертизы.
Согласно п.2 Методики с целью установления наличия или отсутствия коррупциогенных факторов необходимо, проводить экспертизу каждой нормы нормативного правового акта или положения проекта нормативного правового акта, что обеспечивает обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы .
При этом в Федеральном законе «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», так и Методике отсутствует определение «коррупциогенный фактор».
Суть понятия коррупциогенности нормы указывает на возможность возникновения коррупционного поведения в процессе регулирования этой нормой разных общественных отношений из-за ее правовой неполноценности.
М. С. Бахтина и С. Д. Хазанов определяют коррупциогенный фактор «как своеобразный дефект нормативных предписаний либо их системной взаимосвязи, с высокой долей вероятности способствующий совершению коррупционных правонарушений» .
Подытоживая, антикоррупционную экспертизу можно определить как проведение исследования, анализирование и оценку нормативных правовых актов и их проектов итогом которого является выявление и последующего устранения коррупциогенных факторов или наоборот отсутствия коррупции в положениях норм.
Антикоррупционную экспертизу следует рассматривать как средство повышения эффективности российского законодательства, преодоления нормотворческих ошибок.
Антикоррупционная экспертиза не дублирует правовую экспертизу, а является самостоятельной экспертизой в нормотворческом процессе и имеет несколько оснований