Организация расчетов по системе быстрых платежей СБП на примере ПАО «Совкомбанк»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: Наш век можно с уверенностью назвать веком новых технологий. Они уже давно используются во многих областях нашей жизни, если не сказать, что в большинстве. Некоторые окружающие нас технологии стали неотъемлемыми спутниками нашей жизни. Применение технологий в банковской сфере не является исключением из вышесказанного. Многие клиенты банков оценили комфортность и удобство применения дистанционных банковских услуг, которые явились следствием внедрения и развития информационных технологий в банках.
Данная тема актуальна для проведения исследования, так как финансово-экономическая сфера играет важную роль в жизни любого человека. Возникновение нового формата ?общения? банка с клиентом, – удаленного, – продолжает набирать популярность, что отображается в увеличении ряда количественных показателей. Все крупнейшие банки уже внедрили дистанционный формат в свою деятельность. Особенно важно использование удаленных каналов было продемонстрировано в период возникнове
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ ДИСТАНЦИОННОГО БАНКОВСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКИХ БАНКАХ 6
1.1 Понятие и особенности дистанционного банковского обслуживания клиентов в российских банках 6
1.2 Нормативная база и основные риски дистанционного банковского обслуживания физических лиц в РФ 10
1.3. Развитие расчетов по системе быстрых платежей (СБП) в РФ 17
2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ ПО СИСТЕМЕ БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА ПРИМЕРЕ ПАО «СОВКОМБАНК» 25
2.1 Организационно – экономическая характеристика деятельности ПАО «Совкомбанк» 25
2.2 Анализ использования расчетов по системе быстрых платежей в ПАО «Совкомбанк» 32
3 ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАСЧЕТОВ ПО СИСТЕМЕ БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ПАО «СОВКОМБАНК» 40
3.1 Основные проблемы организации расчетов по системе быстрых платежей в ПАО «Совкомбанк» 40
3.2 Мероприятия по совершенствованию организации расчетов по системе быстрых платежей в ПАО «Совкомбанк» 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 29.01.1996. № 5. Ст. 410.
2. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 13.08.2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3418. №5 2020 [ЮН]
3. Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» // СЗ РФ. 04.07.2011. № 27. Ст. 3872.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149- ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
5. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» // СЗ РФ. 31.07.2006. № 31 (часть I). Ст. 3451.
6. Письмо Банка России от 07.12.2007 № 197- Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании» // Вестник Банка России. 12.12.2007. № 68.
7. Письмо Банка России от 30.01.2009 № 11-Т «О рекомендациях для кредитных организаций по дополнительным мерам информационной безопасности при использовании систем интернет-банкинга» // Документ опубликован не был (СПС «КонсультантПлюс»).
8. «Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П (ред. от 25.03.2022) "О правилах осуществления перевода денежных средств" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64765)
9. Банковские информационные системы и технологии: учебник / Лаврушин О.И., Соловьев В.И., Косарев В.Е., Гобарева Я.Л., Добриднюк С.Л., Золотарюк А.В., Макрушин С.В., Соколинская Н.Э. – Москва: КноРус, 2021. – 527 с.
10. Банковские риски: учебник / Л.Н. Красавина, И.В. Ларионова, М.А. Поморина [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина, Н.И. Валенцевой. – Москва: КноРус, 2023. – 361 с.
11. Банковское дело: учебник / Н.Е. Бровкина, Н.И. Валенцева, С.Б. Варламова [и др.]; под ред. О.И. Лаврушина. – Москва: КноРус, 2023. – 630 с.
12. Более половины россиян пользуются цифровым банкингом // НАФИ – Аналитический центр [Электронный ресурс]. – URL: https://nafi. ru/analytics/bolee-poloviny-rossiyan-polzuyutsyatsifrovym-bankingom.
13. Козырь Н. С., Гетманова А. В. Технологии в сфере дистанционного банковского обслуживания: анализ и перспективы развития // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2022. № 25(307). –С.14– 29.
14. Комаров, А.В., Мартюкова
Суды указали, что единственным основанием для отказа в заключении договора и, соответственно, открытии расчетного счета стало предположение, что в дальнейшем этот счет будет использоваться для отмывания доходов, полученных преступным путем или для финансирования терроризма, согласно уведомлению, об отказе в заключении договора о расчетно- кассовом обслуживании в АО ?Альфа-Банк? [10].
Исходя из анализа правоприменительной практики можно сделать вывод о том, что наиболее распространенными спорами являются:
1) о взыскании с коммерческой организации суммы неосновательного обогащения.
Как правило, поводом для обращения в таких случаях служит установление Банком штрафных санкций за несвоевременное исполнение или же за неисполнение запроса Банка о предоставлении определенных документов, позволяющих сделать вывод о характере финансовой операции, в проведении которой Клиенту было отказано