Визуализация информации как средство достижения метапредметных познавательных результатов обучения школьников географии
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, в российских высших учебных заведениях действует двухступенчатая система высшего профессионального образования. Обучение студентов, согласно предложенной структуре, имеет определённую специфику, и для выполнения основных функций, система подготовки должна быть выстроена таким образом, чтобы высококвалифицированные педагоги полностью соответствовали требованиям общества и государства. Исходя из этого, студенты, окончившие высшие учебные заведения должны обладать профессиональными, а так же личностными компетенциями, необходимыми для дальнейшей педагогической деятельности.
Главной особенностью образовательного процесса в педагогическом вузе является развитие внутренней мотивации студента к обучению и самостоятельному поиску необходимой информации, направленных на приобретение важнейших профессиональных навыков, способствующих формированию личности будущего педагога [7]. Студентам-бакалаврам, для результативного усвоения изучаемого материала как профиль
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 4
Глава 1. Педагогический потенциал практико-ориентированного обучения в системе высшего образования 1.1. Понятие и способы визуализации информации 10
1.2. Методы и формы практико-ориентированного обучения в ВУЗе 18
1.3. Реализация практико-ориентированного подхода в обучении студентов педагогического ВУЗа
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Методические подходы к применению практико-ориентированных семинарских занятий при обучении студентов ОмГПУ 2.1. Роль практико-ориентированных семинарских занятий в обучении бакалавров дисциплине «Способы автономного выживания» 31
2.2. Содержание разработанных практико-ориентированных семинарских занятий по дисциплине «Способы автономного выживания» 38
2.3. Методические рекомендации по реализации практико-ориентированных семинарских занятий в обучении бакалавров 49
Выводы по второй главе 54
Глава 3. Исследование влияния практико-ориентированных семинарских занятий на процесс обучения бакалавров дисциплине «Способы автономного выживания» 3.1.Организация и этапы проведение педагогического эксперимента 55
3.2. Оценка и статистический анализ результатов эксперимента
Выводы по третьей главе 64
Заключение 72
Библиографический список источников и литературы 74
Приложения 80
Список литературы
PopulationPyramid.net. Пирамида численности населения мира с 1950 до 2100 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.populationpyramid.net/ru/россия/2022/ (дата обращения: 30.06.22)
Анализ инфографики по географии - как вариант домашнего задания. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://урок.рф/library/analiz_inforgafiki_po_geografii_kak_variant_dom_104910.html (дата обращения: 30.06.22)
Безручко, С. Г. Из опыта работы со статистическими материалами на уроках географии / С. Г. Безручко // География и геоэкология на службе науки и инновационного образования: материалы XI Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному Дню Земли и 100-летию заповедной системы России, Красноярск, 22 апреля 2016 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2016. – С. 176-177.
Гайфутдинов А.М., Гайфутдинова Т.В. Наглядность как принцип обучения в истории отечественной педагогике // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 9. № 1. С. 108-117.
Гакаев, Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» / Р. А. Гакаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/245/ (дата обращения: 24.06.2022).
Голубева, А. А. Применение картографических методов визуализации для оценки состояния социальной сферы на муниципальном уровне / А. А. Голубева // Вопросы территориального развития. – 2021. – Т. 9. – № 5.
Ермолаева, Ж. Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации / Ж. Е. Ермолаева, О. В. Лапухова, И. Н. Герасимова // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2014. – № 11. – С. 26-30.
Жукова Т.Н. Роль визуализации в школьном образовании // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2016. № 1. С. 1-9.
Замятина Н. Ю. Ментальная карта (1) [Материалы к словарю гуманитарной географии] // Гумани
Н. Н. Баранский по этому поводу высказывался так: «Ни один из учебных предметов в такой степени не нуждается в применении наглядности как география...» (ссылка) .
Визуализация учебной информации является одним из важнейших методов обучения географии в школе. В современном образовании без наглядности сложно, а зачастую и невозможно, добиться высокой эффективности преподавания географии. При использовании наглядных дидактических средств обучения образовательный процесс становится более разнообразным, познавательным и интересным. Облегчается понимание и запоминание трудных и сложных тем изучаемого предмета. Визуализация способствует развитию логики в мышлении, воображении, наблюдательности. Повышается интерес к изучаемому материалу, происходит активизация познавательной деятельности учащихся.
Самым распространенным вариантом преобразования статистической информации в визуальную проекцию являются картографические произведения. К картографическим материалам, которые