Совершенствование таможенной политики России в условиях нестабильности международных отношений
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Таможенная политика – неотъемлемая часть государственной политики как внутри страны, так и за ее пределами, это важный фактор при формировании экономических отношений государства. Таможенная политика каждого государства определяется, исходя из поставленных задач, которое государство ставит перед собой на тот или иной период развития.
Так как нынешнее состояние России требует комплекса мер по подъему экономики страны, формированию современных отраслей и производств, обеспечению социального прогресса и благополучия, интеграции в международные связи и отношения, то и таможенная политика должна вырабатываться и реализовываться с учетом этих задач. Это тем более важно, поскольку пока таможенные органы выступают в качестве одного из значимых двигателей федерального бюджета, играют существенную роль в обеспечении экономической безопасности, которая еще больше возросла, когда Россия вынуждена существовать и развиваться в условиях экономических санкций и ответ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретические основы таможенной политики
1.1 Методические подходы к таможенному регулированию
1.2 Методологические аспекты применения таможенных инструментов для регулирования внешней торговли
2 Анализ таможенной политики России
2.1 Оценка регулирующей деятельности Федеральной Таможенной Службы
2.2 Анализ влияния таможенной политики на экспорт и импорт РФ
3 Проблемы и перспективы развития таможенной политики России
3.1 Анализ существующих проблем таможенной политики России
3.2 Перспективы развития таможенной политики России в условиях нестабильности международных отношений
3.3 Направления модернизации таможенной политики России
Заключение
Список использованных источников
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агамагомедова С.А. Автоматизация таможенного контроля: условия и административно-процедурное обеспечение // Вестник ННГУ. 2019. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtomatizatsiya-tamozhennogo-kontrolya-usloviya-i-administrativno-protsedurnoe-obespechenie (дата обращения: 20.04.2023).
2. Акимова, К. В. Таможенная политика России на современном этапе / К. В. Акимова, А. С. Макарова, С. А. Мельников // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – № 5-4(68). – С. 41-45. – DOI 10.24412/2500-1000-2022-5-4-41-45. – EDN EHBCPW.
3. Алексеева, М. В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации / М. В. Алексеева. – Москва : Издательство "Перо", 2016. – 128 с. – ISBN 978-5-906883-62-9. – EDN WGRESR.
4. Арапова, Е. Я. Основы внешнеторговой политики России: оценка потенциального влияния тарифного регулирования на динамику импорта / Е. Я. Арапова, Е. С. Хмаренко // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2017. – Т. 13, № 4(349). – С. 631-646. – DOI 10.24891/ni.13.4.631. – EDN YLOORJ.
5. Бакаева, А. В. Проблемы правового регулирования обеспечения экономической безопасности в сфере государственного управления внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля / А. В. Бакаева // Фундаментальные и прикладные научные исследования: вопросы и перспективы развития. Социальное и экономическое развитие в XXI веке. Особенности развития современной науки: актуальные вопросы, открытия и перспективы : сборник статей III и V Международных научно-практических конференций, Томск, 20–30 марта 2019 года. – Томск: ИП Шелистов Денис Александрович (Издательский центр "Quantum"), 2019. – С. 3-8. – EDN WAHJXG.
6. Быстров, Г. М. Проблемы построения инновационной таможенной политики России (теоретико-методологический аспект) / Г. М. Быстров // Научные исследования и разработки. Экономика. – 2019. – Т. 7, № 1. – С. 47-52. – DOI 10.12737/article_5c598b205a4cb6.84121653. – EDN YYHDDV.
7. Быстров, Г. М. Системные проблемы таможенной политики России / Г. М. Быстров // Управление в области таможенного дела : Сборник материалов V Международной научной конференции, Минск, 20 марта 2018 года. – Минск: Белорусский государственный университет, 2018. – С. 35-39. – EDN YVWQRF.
8. Васин, М. А. Пути повышения экономической безопасности России мерами таможенной политики / М. А. Васин, И. В. Гомон // Colloquium-Journal. – 2020. – № 12-7(64). – С. 40-42. – EDN WNFTTF.
9. Вольхина Н.А., Озерова Е.И. Роль таможенного дела РФ в обеспечении экономических интересов государства // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2015. № 12-2. С. 159–161.
10. Гомон, И. В. Влияние таможенно-тарифного регулирования на динамику импорта РФ / И. В. Гомон, А. М. Выродова, М. В. Козачек // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 5-1(75). – С. 144-150. – DOI 10.24412/2411-0450-2021-5-1-144-150. – EDN HHUUXZ.
11. Горчак, М. О. Профессиональное развитие кадров таможенных органов / М. О. Горчак // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 4(155). – С. 445-446. – EDN HTDNYA.
12. Гулиев, А. А. Устойчивое развитие экономики через экспорторасширение и импортозамещение / А. А. Гулиев // Вестник науки и образования. – 2020. – № 21-3(99). – С. 15-18. – DOI 10.24411/2312-8089-2020-12105. – EDN GTWPCA.
13. Дейнеко, Е. И. Основные тенденции развития внешнеэкономической деятельности России и пути повышения ее эффективности / Е. И. Дейнеко, Т. В. Варкулевич // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. – 2014. – № 12. – С. 167-177. – EDN SCDHTF.
14. Дюкарев, В. В. Федеральная
Третья проблема – дублирование и ненужные детали в показателях эффективности. В настоящее время в системе оценки деятельности таможенных органов имеется 58 показателей, не включая аналитические показатели. Многие из этих показателей являются дублирующими. Некоторые устарели и не оказывают существенного влияния на оценку деятельности таможенных органов, не отражают отношения таможенных органов к участникам внешнеэкономической деятельности [22].
Методы расчета являются сложными из-за внутренних разногласий, и, как следствие, существует упрощенный и субъективный подход «успех - неудача» к оценке таможенной деятельности, что является существенным, поскольку разрушает все предыдущие усилия рассчитать и проанализировать показатели. Также некоторые показатели дают недостоверную информацию.
Например, неспособность таможенного органа поддерживать контрольные показатели по объективным или формальным причинам в результате перехода обязанностей к другому органу не являе