Сравнительный анализ применения НДС в различных таможенных процедурах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что налог на добавленную стоимость (далее - НДС) является одним из самых сложных и проблемных федеральных налогов, который играет важную роль в формировании доходной части федерального бюджета и в социально-экономическом развитии государства.
Процессы, происходившие в последние десятилетия XXв., отличились сложной трансформацией, которые предопределили принимаемые государственной властью решения по созданию принципиально новой налоговой системы. НДС являются неотъемлемой частью внешнеэкономической деятельности.
НДС является одним из основных источников дохода бюджета всех государств-членов ЕАЭС в связи с его емкой базой налогообложения и адвалорными ставками, которые формируют конечную сумму НДС. Налоговая база складывается из таможенной стоимости товара, к которой прибавляется таможенная пошлина и акциз, если товар подакцизный. Акциз, в свою очередь, это действующий косвенный налог, который включается
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...……...3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НДС В РАЗЛИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ……………………………….……………...6
1.1 Понятие, экономическая сущность НДС и его роль в формировании бюджета РФ.........................................................................................…………….6
1.2 Роль НДС в системе таможенно-тарифного регулирования………...……10
1.3 Нормативно-правовая база применения НДС.…………………….............12
2 СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ НДС В РАЗЛИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ……………………………...........................17
2.1 НДС при регулировании Внешнеэкономической деятельности в России…………………….....................................................................................17
2.2 Основные проблемы определения НДС на примере Курской таможни..............................................................................………………………22
2.3 Анализ применения НДС в различных таможенных процедурах.… …..26
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ НДС В РАЗЛИЧНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУРАХ………………………………….………….35
3.1 Применения НДС в странах Евразийского экономического союза……...............................................................................................................35
3.2 Проблемы применения НДС в различных таможенных процедурах……………………………………………………………………….39
3.3 Рекомендации по совершенствованию порядка применения НДС в различных таможенных процедурах…………………………………………...44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.....................................................……………………………….55
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ)//[Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2)//[Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза)// [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
4. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года Распоряжение правительства от 23 мая 2020 г. № 1388-р [Электронный ресурс]: Справочно-информационная система «КонсультантПлюс».
5. О таможенном тарифе (с изменениями на 19 декабря 2022 года): Закон РФ №5003-1 // Российская газета.- № 107. - 05.06.1993
6. О таможенном регулировании в Российской Федерации (с изменениями на 24 февраля 2021 года) (редакция, действующая с 1 августа 2021 года): Федеральный закон №311 // Собрание законодательства Российской Федерации. - № 48. - 29.11.2010. Ст.6252
7. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности (с изменениями на 14 июля 2022 года): Федеральный закон №164// Собрание законодательства Российской Федерации. - № 50. - 15.12.2003. - Ст.4850
8. Амирян А.Г. Механизм уплаты таможенных платежей в ЕАЭС // Современное таможенное регулирование в условиях функционирования единого экономического пространства. – 2021. – № 4. – С. 6–10.
9. Балабин, О. И. Таможенное регулирование внешней торговли : учебное пособие / О. И. Балабин, О. Б. Сокольникова. — Санкт-Петербург : Троицкий мост, 2021. — 222 c.
10. Баландина А. Г. Таможенно–тарифная политика в России. – М.:Издательский дом Дело РАНХиГС, 2019. – 228 с.
11. Бароян, К. Г. Проблемы косвенного налогооблажения в условиях ЕАЭС / К. Г. Бароян // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 7(77). – С. 23-26.
12. Бутузова, А.С. Таможенные пошлины в механизме формирования доходов федерального бюджета Российской Федерации / А.С. Бутузова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018.
13. Гитинов, Х. Г. Проблемы совершенствования НДС / Х. Г. Гитинов // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 4. – С. 234-236.
14. Григолия С.З., Ржевская Д.С., Бледных А.Д. Налоговые доходы Федерального бюджета РФ, анализ их состава, динамики и структуры // Вестник современных исследований. – 2019. – №4.7 (31). – С. 78-83.
15. Давиденко, Л. Г. Особенности применения налога на добавленную стоимость при импорте
НДС – это косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создается на различных стадиях процесса производства и вносится в государственный бюджет по мере реализации. НДС играет ведущую роль в структуре таможенных платежей. Поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от НДС в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
Впервые НДС был введён в 1958 году во Франции. Сейчас НДС взимают 137 стран. Из развитых стран НДС отсутствует в таких странах, как США и Япония, где вместо него действует налог с продаж по ставке от 0% до 15% в зависимости от штата, в Японии – фиксированные 8%. Таким образом, стоит отметить, что обширная география распространения НДС свидетельствует о его жизнеспособности и соответствии требованиям рыночной экономики.
В настоящее время относительно НДС применя