Право на защиту как гарантия обеспечения конституционных прав и свобод личности в административном процессе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. В современных условиях совершенствования процесса укрепления национальной безопасности суверенитет государства требует уточнения роли и места органов внутренних дел в структуре механизма государства. Функциональное назначение органов внутренних дел напрямую связано с установлением их места и роли в формировании гражданского общества и правового государства в Республике Беларусь, что имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
До принятия Закона об органах внутренних дел в Беларуси Закон от 26 февраля 1991 года [16, c. 77], который регулировал отношения между милицией Беларуси и обществом, определял его место в государственном механизме, обозначал структурную организацию, регламентировал задачи, права и обязанности. Однако оно не раскрыло концепцию органов внутренних дел. И только с принятием Закона об органах внутренних дел было сформулировано понятие «органы внутренних дел», в котором содержатся основные черты, которые характер
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ6
ГЛАВА 1 КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗАЩИТЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ8
1.1 Понятие конституционно-правого статуса прав и свобод человека и гражданина8
1.2 Особенности, функционирование и реализация конституционных гарантий в Республики Беларусь13
1.3 Гарантии защиты прав человека в Республике Беларусь20
ГЛАВА 2 ГАРАНТИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА43
2.1 Понятие административно-правового статуса прав и свобод как один из важнейших элементов правового статуса человека и гражданина43
2.2 Структура административно-правового механизма обеспечения прав и свобод гражданина47
2.3 Принципы организации и функционирования административно-правового механизма обеспечения прав и свобод гражданина57
ГЛАВА 3 ПРАВОВЫЕ ОСНОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Административное право : учебник / Л. М. Рябцев [и др.]. – Минск: Изд. центр БГУ, 2014. – 607 с.
Административное право: учеб. пособие: в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-вавнутр. дел Республики Беларусь». – Минск: Акад. МВД, 2013, ч. 1 : Административно-регулятивное право. – 438 с.
Алексеев, С. С. Общая теория права : в 2 т. / С. С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1982. – Т. 2. – 360 с.
Алексеев, С.С. Общая теория права: в 2 т. / С.С. Алексеев. – М.: Юрид. лит., 1981. – Т. 1. – 360 с.
Антонова, В. П. Административное право и административный процесс: старые и новые проблемы (по материалам «Лазаревских чтений») / В. П. Антонова // Государство и право. – 1998. – № 8. – С. 5–32.
Ардашкин, В. Д. О подчинении и принуждении в советском государственном управлении / В. Д. Ардашкин // Вопросы советского государства и права : сб. ст. / редкол.: А.И. Ким [и др.]. – Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 1966. – С. 315.
Афанасьев В.С. Государство: новые подходы к сущности, функциям, типологии // Теория государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М.: НОРМА, 1996. – 465 с.
Балуев, Е.Н. Механизм реализации правоохранительной функции современного государства / Е.Н. Балуев // Юридическая наука и правоохранительная практика. – 2011. – №2. – С. 94-100.
Бачила, В. В. Становление и развитие органов внутренних дел в Республике Беларусь / В. В. Бачила, А. Ф. Вишневский, А. С. Жмуровский, А. И. Мурашко // Право.by. – 2017. – № 1. – С. 5–14.
Бельский, К. С. О функциях исполнительной власти / К. С. Бельский // Государство и право. – 1997. – № 3. – С. 14–21.
Бельский, К. С. Полицейское право как подотрасль административного права / К. С. Бельский, Б. П. Елисеев, И. И. Кучеров // Государство и право. – 2001. – № 12. – С. 45–53.
Бондаренко, Н. Л. Принципы гражданского права Республики Беларусь :моногр. / Н. Л. Бондаренко. – Минск: БГЭУ, 2007. – 179
Судебный контроль за деятельностью государственной администрации связан, прежде всего, с обеспечением конституционного права человека и гражданина на государственную защиту его прав и свобод (ч. 1 статьи 10 Конституции Республики Беларусь).
В начале 90-х годов в Республике Беларусь был принят ряд законов, которые возложили на суды рассмотрение многочисленных дел по спорам, связанным с регулированием земельных, жилищных, налоговых, экономических отношений, а также отношений в области охраны здоровья населения, окружающей среды и ряда других. При этом речь идет не о гражданско-правовых, а об административных спорах. В этом споре в качестве одной из сторон выступает орган исполнительной или представительной власти, от которого, по сути дела, зависит решение о реализации конкретного субъективного права гражданина. Хотелось бы так же отметить роль Прези