Международный опыт и перспективы использования института уполномоченного экономического оператора
ВВЕДЕНИЕ
Введение в таможенную практику института уполномоченного экономического оператора (далее - УЭО) государствами-участниками Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) явилось необходимым шагом к развитию системы взаимодействия таможенной службы с членами внешней экономической деятельности. Все развитые и развивающиеся страны утверждают о введении этого международного эталона, стремительно стимулируя его формирование. По этой причине можно установить, что развитие института уполномоченного экономического оператора обусловливается интенсивным ростом товарооборота и денежных отношений и потребностью предоставление исполнения 3 функций таможенных органов: поддержка торговли, обеспечение защищенности и денежной составляющей.
Сегодня программа уполномоченного экономического оператора интенсивно развивается во всем мире. Абсолютное большинство стран внедряет в свою национальную практику институт УЭО или его аналоги. Вопросам функционирования и развития данного субъекта тамо
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Международная практика организации и функционирования института уполномоченного экономического оператора: теоретический аспект 7
1.1. Понятие и сущность института уполномоченного экономическогооператора 7
1.2. Основы правового регулирования института уполномоченногоэкономического оператора 14
1.3. Международный опыт применения института уполномоченныхэкономических операторов 19
2. Практика применения института уполномоченного экономическогооператора в Евразийском экономическом союзе 32
2.1. Особенности присвоения статуса уполномоченного экономическогооператора 32
2.2. Анализ деятельность института уполномоченного экономического оператора на современном этапе на примере ООО «Данафлекс-нано» 49
3. Проблемы и перспективы развития института уполномоченногоэкономического оператора 64
3.1. Национальный опыт функционирования института УЭО в странах-участницах ЕАЭС: сравнительный анализ практики реализации статусаУЭО в России, Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии 64
3.2. Проблемы института уполномоченного экономического оператора в Евразийском экономическом союзе и пути решения 72
Заключение 85
Список использованных источников 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза от 01.01.2018 года (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315.
3. Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором: приказ ФТС России от 20 сентября 2011 г. N 1914. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122757/
4. О включении в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов ООО "ДАНАФЛЕКС-НАНО": приказ ФТС России от 14 ноября 2014 г. N 2201 [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.alta.ru/tamdoc/14pr2201/
5. О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон Рос. Федерации от 03 августа 2018 г. № 289 – ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2018. - № 32(часть I). - Ст. 5082.
6. О внесении изменений в реестр уполномоченных экономических операторов и выдаче нового свидетельства о включении в реестр уполномоченных экономических операторов ООО "ДАНАФЛЕКС-НАНО: приказ ФТС России от 08.11.2018 N 1799 - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_311053/
7. Об утверждении форм отчетов, Порядка заполнения форм отчетов, представления отчетности, способов и сроков представления отчетности уполномоченными экономическими операторами: приказ ФТС России от 20.12.2018 N 2077 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316741/
8. О перечне товаров, в отношении которых не могут применяться специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору: Решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 323// Таможенный вестник. - 2010. - № 15.
9. Об утверждении порядка определения финансовой устойчивости юридического лица, претендующего на включение в реестр уполномоченных экономических операторов, и значений, характеризующих финансовую устойчивость и необходимых для включения в этот реестр: Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 15 сентября 2017 N 65 - [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.eaeunion.org/.
10. Приложение Решения
Характеристикой развития института УЭО также является доля деклараций, поданных УЭО из общего числа деклараций, поданных остальными участниками ВЭД по всей России. За период с января по декабрь 2022 г. доля УЭО к числу компаний, занимающихся внешнеэкономической деятельностью составляла 0,4%. Однако в данном случае важно не количество УЭО, а объемы перемещаемых ими товаров. Информация о стоимостных и весовых объемах перемещаемых ЭУО товаров представлена в таблице 2.1.1 [51].
Таблица 2.1.1 – Статистические данные о товарах, декларируемых УЭО по России за 2022 г.
Региональное таможенное управление Вес нетто, тыс. тонн. Статистическая стоимость, млн. долл. США
Центральное ТУ 3254,