Социальное сопровождение семьи с ребенком-инвалидом в условиях некоммерческой организации» (на примере Ассоциации «Особые люди» г. Екатеринбург)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обосновывается тем, что на сегодняшний день люди, имеющие инвалидность по-прежнему остаются одной из наиболее социально уязвимых групп населения нашей страны. По статистическим данным количество детей, которые имеют инвалидность, с каждым годом продолжает увеличиваться. На данный момент, согласно федеральному реестру инвалидов, численность инвалидов составляет более 11 миллионов, среди них более 700 тыс. человек дети, имеющие инвалидность.
На сегодняшний день семьи, воспитывающие ребенка с инвалидностью, относятся к социально незащищенным слоям населения. В таких семьях основными потребностями является медицинское и социальное обслуживание, ежемесячный доход семьи значительно ниже среднего. Иногда один из родителей не может заниматься трудовой деятельностью, а дети не имеют возможности получить образование. Конечно, бывают и такие ситуации, когда ребенок, имеющий инвалидность остается без семьи по разным причинам, и не может участвовать в общест
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….……………...3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ, ИМЕЮЩЕЙ РЕБЕНКА-ИНВАЛИДА…...………………………………………………………….……...7
1.1 Характеристика социальных проблем семей, воспитывающих ребенка с инвалидностью…………………………………………………………….....7
1.2 Роль социального сопровождения в работе с семьей с ребенком-инвалидом……………………………………………………………………13
ГЛАВА 2 СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ……………………………………...24
2.1 Опыт изучения деятельности ассоциации «Особые люди» по социальному сопровождению………………………………………………………………….24
2.2 Опыт социального сопровождения семей, воспитывающей ребенка-инвалида на примере НКО «Особые люди» г.Екатеринбурга…………..……30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………..…………………………....40
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………….…45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Федеральный закон № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.05.2022).
2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях» // [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (дата обращения: 16.05.2022).
3. Баранник Н.А, Бочкова В.А, Вохтехова И.В, Герасимова Е.В / Состояние и динамика инвалидности, комплексная реабилитация и абилитация инвалидов и детей-инвалидов в Российской Федерации, 2021.-С.12-13.
4. Бахаровская Е. В. Технология социального сопровождения различных категорий семей / Е. В. Бахаровская // Технологии социальной работы с разными группами населения : Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Чита, 04–07 декабря 2018 года / Ответственный редактор М.С. Жиляева. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. – С. 28-32.
5. Базганова А. В. Социальное сопровождение семей с детьми как инновационная технология социальной работы / А. В. Базганова // Социальная работа в области защиты семьи и детей: традиционные подходы и инновационные технологии : Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Москва, 25–27 февраля 2019 года / отв. ред. Н. М. Комарова, Т. Ф. Суслова. – Москва: Московский государственный областной университет, 2019. – С. 15-21.
6. Бойко А. А. Межведомственное взаимодействие в вопросах формирования благополучия населения на основе интеграции процессов образовательного и социального сопровождения семей, воспитывающих ребенка-инвалида / А. А. Бойко // . – 2022. – № 14. – С. 32-36.
7. Быкова И.С., Краснощекова И.В., Якиманская И.С. Отношение к болезни у родителей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): постановка проблемы / И.С. Быкова, И.В. Краснощекова, И.С. Якиманская // Мир науки. Педагогика и психология. – 2019. – №1. – С. 1-5.
8. Василенко И. В. Ребенок-инвалид в семье: динамика отношений и зоны напряжений / И. В. Василенко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2019. – Т. 11, № 3. – С. 83-95.
9. Веричева О. Н. Технологии социального патроната маломобильных категорий детей и молодежи / О. Н. Веричева // Технологии социальной работы с молодежью: Материалы VI межрегиональной научно-практической интернет-конференции с международным участием, Кострома, 22–23 октября 2018 года / Под научной редакцией Н.Ф. Басова. – Кострома: Костромской государственный университет, 2018. – С. 270-281.
10. Ганиева А. Р. Социальное сопровождение как технология работы с семьями и детьми, находящимися в кризисных ситуациях / А. Р. Ганиева // Человек. Общество. Культура. Социализация: Материалы XVIII Международной молодёжной научно-практической конференции, Уфа, 21–22 апреля 2022 года / Под редакцией В.Л. Бенина, Д.С. Василиной, Р.А. Гильмияновой, А.И. Шагапова. – Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, 2022. – С. 405-408.
11. Герасимова А. Е. Семья и ребенок-инвалид: проблемы и пути решения / А. Е. Герасимова // Научный взгляд современной молодежи на актуальные проблемы права, психологии и педагогики: Сборник научных статей обучающихся ВИПЭ ФСИН России. В 2-х частях / Под общей редакцией В.Н. Некрасова. Том Часть 1. – Вологда : Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. – С. 123-130.
12. Ерина И. А. Профессиональное взаимодействие педагогов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья / И. А. Ерина, З. И. Бажан // ЦИТИСЭ. – 2021. – № 2(28). – С. 399-408.
13. Круглова Е. Е. Технологии социально-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ / Е. Е. Круглова // Детство, открытое миру : Сборник материалов XII Всероссийской научно-практической конференции c международным участием, Омск, 22 марта 2022 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Омский государственный педагогический университет", 2022. – С. 102-104.
14. Курникова М.
Специально подготовленные специалисты осуществляют социальное сопровождение семьи, потому что сопровождение носит комплексный характер, и в рамках данного сопровождения объединяются профессионалы различной направленности, которые имеют определенный опыт. К ним относятся: психологи, социальные педагоги, дефектологи, юристы, логопеды, социальные работники и др. которые организуют профессиональную помощь и супервизию, специалисты, которые владеют технологиями организации досуга детей, а также взаимодействия с общественностью и проведения мониторинга, которые заняты координацией и контролем над деятельностью по защите прав детей с инвалидностью.
Социальное сопровождение может включать различные виды услуг:
Медицинские услуги, которые предполагают диагностику состояния здоровья членов семьи, организация лечения семьи, получение медицинских и реабилитационных услуг, организация медицинского обследования, родителей и несовершеннолетнего, обучение родителей навыкам общего