Социально-педагогическая работа с подростками из неполных семей
Введение
Актуальность исследования. В современных условиях существования общества семья, будучи социальным институтом, призвана, с одной стороны, обеспечить физическое и духовное воспроизводство населения, то есть выполнить такую социальную функцию, которая не под силу ни одному социальному институту, а, с другой стороны, семья выполняет хозяйственно-бытовые и другие социальные функции, выступает фактором формирования, переоценки ценностей и становления основных принципов жизнедеятельности взрослого человека и ребенка.В этой связи особое внимание обращает на себя именно неполная семья, которая, оказавшись в трудной жизненной ситуации, отрицательно воздействует на процесс социализации подрастающего человека. Такая семья является наиболее уязвимой группой, подверженной возникновению различных проблем, среди которых особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации. Следует полагать, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны с воздей
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...4
ГЛАВА 1. Теоретические основы социально-педагогической работы с подростками из неполных семей…………………………………………......10
1.1. Характеристика понятий и нормативно-правовых документов, определяющих работу социального педагога с детьми из неполных семей.…….…………............................................................................................10
1.2. Содержание социально-педагогической работы с детьми-подростками из неполных семей……………………....................................................................17
ГЛАВА 2. Технологии социально-педагогической работы с детьми-подростками из неполных семей ……………………………………………24
2.1. Характеристика общих технологий социально-педагогической работы с детьми-подростками их неполных семей.……………… …………………….24
2.2. Характеристика частных технологий социально-педагогической работы с детьми-подростками из неполных семей на примере ГУТО «СРЦН №1» ………………………………………………………….…………………............31
ГЛАВА 3. Содержание и результаты опытно-исследовательской работы……………………………………………………………………………37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………….………………………..........48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….…………………51
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………..58
Список литературы
1. Басов, Н.Ф. Основы социальной работы. 4-е издание / Н.Ф.Басов.- Москва, 2009.
2. Борденко, Ю.А. Женский альманах Амфора / Ю.А.Борденко.-Москва,2010.
3. Валентей,Д.И. Демографический энциклопедический словарь/ Д.И. Валентай, Москва: Советская энциклопедия, [Электронный ресурс] URL: https://rus-demography-dict.slovaronline.com. (дата обращения 24.11.2022).
4. Викторов, О.И. Неполная семья и воспитание / О.И.Викторов, Я.Г. Николаева. - Москва, 2002.
5. Галагузова, М.А. Социальная педагогика: учебник для студентов высш. учебных заведений, обучающихся по направлению подготовки Психолого-педагогическое образование / М. А. Галагузова, М. А. Беляева [и др.] / под общ. ред. М. А. Галагузовой. - Москва, 2015.
6. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. - Спб. : Петрополис,1998. – 272 с.
7. Гольцова Н.В. Социальная педагогика / Н.В. Гольцова. – Москва, 2006. 278 с.
8. Дементьева И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф. Дементьева // Социологические исследования. – 2001. - №11. – С. 108-113.
9. Дементьева, И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье / И.Ф.Дементьева. – Москва: 2009, С.159.
10. Демидов А.М. Особенности жизнедеятельности неполных семей / А.М. Демидов. – Москва: Стрингер, 1998. – 275 с.
11. Дивицина. Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф. Дивицина. – Москва: Владос,2006. – 345 с.
12. Дробышева Л.И. Социология семьи / Л.И. Дробышева. – Москва: Наука, 2003. – 543 с.
13. Журнал Социологические исследования. – 2001. – № 11. С. 108-113.
14. Закирова В.М. Семья и социальная политика / В.М. Закирова // Социальная политика и социология. -2004. - № 2. – с.188- 193.
15. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / А.И. Захаров. – Москва, 2006. - 36с.
16. Золотов В.И. Основы социологии : учебное пособие / В.И. Золотов. – Барнаул.: Изд- во АлтГТУ,2006. – 236 с.
17. Зритнева Е.И. Социология семьи / Е.И. Зритнева. – Москва: Владос,2006. – 231 с.
18. Зубкова, Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи /Т.С.Зубкова. -Москва: Академия, 2004, С.169.
19. Игнатова Е.В. Гендерная социализация в полной и неполной семье: сходство и различие. / Е.В. Игнатова // Сибирский социологический вестник.- 2002. - №2. – С.230-235.
20.Калабихина, И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии: теоретический и практический аспект экономического развития. - М.: ИНФРА-М, 1997. – 526 с.
21. Козлов, А.А. Социальная работа с неполной семьей за рубежом: состояние, тенденции, перспективы» // Российский журнал социальной работы-2010. -№2.- С.19.
22. Козлова Т. Это горькое слово – безотцовщина. / Т.Козлова / Воспитание школьников. - 2003. - № 9. С. 32.
23.Колеченков, Н.В., Сологуб Л.Г. Что происходит в демографическом развитии России? // Социально -гуманитарные знания. - 2003. - №3. - С. 204-209
24.Комарь, В. Д. Предупреждение отклонений в поведении подростков // Классный руководитель. – 2003. - № 4. – С.32-37
25. КонсультантПлюс: [справ.-правовая система]. – Москва, 2013–2021. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения 14.10.2022)
26. Костенко М.А. Социальная работа с мужчинами / М.А.Костенко. – Барнаул, 2003. – 109 с.
Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с неполной семьей.
Основные диагностические методы: наблюдение, беседа, анкетирование, тесты. Также в диагностике широко используются: а) школьные методики; б) карточные методики; в) проективные методики; в) ассоциативные проективные методики, построенные на словесных ассоциациях, системе незаконченных предложений; д) экспрессивные методики; е) анализ документации; ж) метод социальных биографий.
При постановке диагноза, обработке информации удобно использовать таблицы. Это помогает систематизировать материал, сделать вывод.
М. В. Шакурова считает, что «учитывая сложность проблем, которые переживает современная семья, постоянную изменчивость ее структуры и характеристик, в настоящее время необходимо перейти от единичных диагностических процедур к осуществлению социально-педагогического мониторинг семьи» [29].
Основные принципы мониторинга: до