Организационные условия развития университетского молодежного предпринимательства в контексте экосистемного подхода
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе в условиях развития экономики государства по-прежнему актуальна проблема малого и среднего бизнеса, поскольку его развитие играет важнейшую роль в экономике и является основой социально-экономического устройства страны. Предпринимательство создаёт условия для экономического развития, снижения безработицы, увеличения уровня жизни и самозанятости населения. При этом инвестиции, которые вкладываются в национальную экономику, не дают необходимого эффекта, если в стране недостаточно развит малый и средний бизнес (производство ВВП менее 40%). Так, в Российской Федерации по данным Росстата доля малого бизнеса в ВВП составляет около 20%, в то время в Европе, США показатель составляет 50%.
Тенденция развития предпринимательства в современном мире также характеризуется активным участием молодежи в бизнес-процессах. Это объясняется тем, что молодежь является одной из активных и мобильных социальных групп, обладает гибким мышлением, проявляет инициативу, гото
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение3
1 Теоретические основы развития молодежного предпринимательства в экосистеме университета10
1.1 Экосистемный подход в философии, экономике и социологии10
1.2 Реализация экосистемного подхода и его модельное представление в университетах17
1.3 Российский и зарубежный опыт ведущих исследовательских университетов по созданию молодежных предпринимательских экосистем34
2 Экспериментальное исследование информированности студентов об экосистеме молодежного предпринимательства в вузе44
2.1. Диагностика информированности студентов об экосистеме молодежного предпринимательства в университете44
2.2. Выделение организационных условий в университете для развития молодежного предпринимательства53
2.3. Рекомендации по информированию обучающихся с целью развития университетского молодежного предпринимательства ТГУ60
Заключение64
Список использованных источников и литературы67
Приложение А Опросник «Экосистема молодежного предпринимательства»72
Список использованных источников и литературы:
Абакумова Н.Н., Филенко И.А., Щеглова Э.А. Методы комплексного исследования проблем молодежи: учеб. пособие. – Томск: Издательский дом Томского государственного университета, 2018. – С. 8.Васильев В. Н. и др. Инновационная экосистема Университета ИТМО. Итоги и перспективы программ развития //Инновации. – 2014. – №. 8 (190). – С. 27-33.Введение в бизнес: как в ТГУ учат предпринимательскому мышлению // URL: https://www.riatomsk.ru/article/20200723/tgu-predprinimateljskoe-mishlenie/ (дата обращения: 25.04.2023).Герасимов К.Б., Прохоров Д.В. Моделирование социальных процессов: метод. указания / сост.: К.Б. Герасимов, Д.В. Прохоров. – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2011. – С. 8-10.Гладкова Л.Н., Жилина А.А., Кокорина М.В. ОНЛАЙН-АНКЕТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ДАННЫХ ДЛЯ НАПИСАНИЯ ВКР // Кронос. 2019. №11 (38). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/onlayn-anketirovanie-kak-sposob-polucheniya-dannyh-dlya-napisaniya-vkr (дата обращения: 02.03.2023).Горбунова Е.Г., Кабанов В.Н., Плужникова П.А. Вузы как часть экосистемы развития молодежного предпринимательства // Бизнес. Образование. Право. - 2018. № 3 (44). С. 39–44.Глобальное исследование предпринимательского духа студентов. Национальный отчет 2018 / Г.В. Широкова, К.А. Богатырева, Т.В. Беляева [и др.]; Высшая школа менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета. 2018. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28866411 (дата обращения: 05.12.2021).Данилов-Данильян В. И. Экосистема – одно из важнейших фундаментальных понятий современной науки // Экосистемы: экология и динамика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekosistema-odno-iz-vazhneyshih-fundamentalnyh-ponyatiy-sovremennoy-nauki (дата обращения: 21.03.2022).Дёрина Наталья Владимировна, Савва Любовь Ивановна, Рабина Екатерина Игоревна УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ЭКОСИСТЕМА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. №3. URL: https://cyberleninka
Разработка совместных проектов, сближение позиций, создание и реализация программ развития университетов, компаний и государств составляют основную суть модели «тройной спирали». Можно сказать, эта модель описывает пересечение трех подсистем, когда элементы одной системы могут выполнять функции другой и взаимодополнять друг друга.
Благодаря такому объединению возникают гибридные институциональные формы, в которых возможно сохранение высокой степени автономии при прочной взаимосвязи элементов изначально разных систем. Особенно интересно, что развитие университетов по этой модели предполагает принятие принципов бизнес-структуры, создание инновационной экосистемы.
Что касается бизнеса, то он трансформируется в сторону усиления взаимодействия с научной и образовательной сферой, принимает особое участие в разработке инициатив, а власть при принятии решений опирается на науку, образование и бизнес. И именно появление концепции «т