Природоохранная деятельность прокуратуры
Введение
Проблема сохранения благоприятной для человека среды обитания признана на международном и национальном уровнях. Право каждого на благоприятную окружающую среду и обязанность сохранять природу закреплены в Конституции Российской Федерации (ст. 42, 58).
Актуальность данной проблемы в том, что показатели экологического состояния территории страны считаются неудовлетворительными. Стабильно высоким на протяжении многих лет остается количество выявляемых прокурорами нарушений закона в области охраны окружающей среды и природопользовании (в 2015 г. – 287 087, в 2014 г. – 287 493, в 2013 г. – 280 130). Тревожным фактом является совершение таких нарушений не только природопользователями, но и органами власти федерального и регионального уровней, в том числе наделенными полномочиями по осуществлению государственного экологического надзора. Например, анализ материалов прокуратур субъектов Российской Федерации, а также Генеральной прокуратуры Российской Федерации по итогам работы за
Содержание
Введение………………………………………………………………….…....… 3
Глава 1 «Теоретические аспекты природоохранной деятельности прокуратуры»………………………………………………………………..…… 5
1.1 «Основания возникновения и развития специализированных природоохранных прокуратур в России»…………………………………..…… 5
1.2 «Правовое регулирования осуществления прокурорского надзора в сфере природоохранной деятельности»……………………..…………………. 8
Глава 2 «Анализ природоохранной деятельности прокуратуры Российской Федерации»………………………………………………………...........…….. 14
2.1 «Состояние прокурорского надзора за исполнением лесного и земельного законодательства в советский и современный период историко – правовой анализ»…………………………………………………………………………… 14
2.2 «Состояние прокурорского надзора за исполнением водного законодательства в советский и современный период историко-правовой анализ»………………………………………………………………………….. 25
2.3 «Состояние прокурорского надзора за исполнением воздушного и космического законодательства в советский и современный период историко-правовой анализ»……………………………………………………………….. 31
Глава 3 «Проблемные вопросы природоохранной деятельности прокуратуры и способы их решения»………………………………………………….……… 35
3.1 «Проблемы природоохранной деятельности прокуратуры РФ»………. 35
3.2 «Способы улучшения природоохранной деятельности прокуратуры»…. 42
Заключение………………………………………………………………………. 53
Список использованной литературы………………………………………… 56
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 – ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31, ст. 4398
2.«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195 – ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Российская газета. – 2001. –№ 256
3.«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 № 136 – ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 44, ст. 41 – 47
4.«Лесной кодекс Российской Федерации» от 04.12.2006 № 200 – ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 50, ст. 5278
5.«Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60 – ФЗ (ред. от 31.12.2017) // Собрание законодательства РФ. – 1997. – № 12, ст. 1383
6. «Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 № 74 – ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2006. – № 23, ст. 2381
7. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 16.10.2019)// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954
8.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202 – 1 (ред. от 31.12.2017) «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47, ст. 4472
9.Федеральный закон от 21.12.1994 № 69 – ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. – 1994, № 35, ст. 3649
10.Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 19, ст. 2716
11. Федеральный закон от 02.07.2013 № 148 – ФЗ «Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Феде
По постановлениям прокуроров более 3,2 тыс. арендаторов лесных участков, а также должностных лиц привлечено к административной ответственности. Должностным лицам объявлено около 2,5 тыс. предостережений о недопустимости нарушений законов. Меры реагирования по фактам несоблюдения требований противопожарного законодательства приняты во всех регионах страны.
Поскольку на сегодняшний день в ряде регионов страны указанные проблемы и угрозы возникновения серьезных лесных пожаров сохраняются, работа в этом направлении органами прокуратуры продолжается.
4. Не менее актуальной на практике остается проблема незаконной рубки леса. Ежегодно прокуроры выявляют свыше 40 тыс. нарушений законодательства о лесопользовании. В 2011 г. судами удовлетворено более 5 тыс. исков прокуроров в защиту лесов и о возмещении причиненного незаконными вырубками ущерба; объявлено около 2500 предостережений о недопустим