Правовые основы усыновления удочерения детей
Введение
Актуальность данной темы объясняется тем, что главной ценностью для каждого человека, а особенно для ребенка большую роль играет семья. Семья, является первой и главной ячейкой общества для ребенка, в которой формируются личные качества и характер. Дети, смотря на отношения между своими родителями, формируют в себе понимание, как должны строиться семейные отношения и взаимоотношения между другими людьми.
В России тысячи детей остаются без опеки родителей. Статистика детей, оставшихся без попечения родителей, с каждым годом становится меньше, но все равно цифры достаточно велики. В настоящее время тема усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является крайне важной. Важность данной темы также объясняется и другими причинами.
Во-первых, право на жизнь и воспитание в семье должно быть у каждого ребенка. В соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст.38) материнство и детство находятся под опекой государства. Из этого следует, что социальными
Содержание
Введение3
1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права7
1.1 История становления института усыновления/удочерения: от Древнего Мира до современной России7
1.2 Понятие усыновления/удочерения, как формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей13
1.3 Субъекты усыновления/удочерения21
2. Процессуальные особенности и отдельные проблемы усыновления/удочерения в РФ29
2.1 Процессуальный порядок усыновления/удочерения29
2.2 Отмена и отказ в усыновлении/удочерении37
2.3 Проблематика международного усыновления/удочерения в РФ52
Заключение68
Список использованных источников71
Список использованных источников
Нормативные правовые акты и иные официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2009. - № 4. - Ст. 445.
2. Договор между Российской Федерацией и Итальянской Республикой о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей (подписан в г. Москве 06.11.2008) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - №5. - Ст. 462.
3. «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР. - 1993.
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №46. - Ст. 4532.
5. Семейный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 1995 г. № 223ФЗ (ред. от 04.08.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 1. - Ст. 16.
6. Гражданский кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
7. О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации: федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 53 (часть I). - Ст. 7597.
8. Об актах гражданского состояния: федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.
9. Кодекс о браке и семье РСФСР» (утв. ВС РСФСР 30.07.1969) (утратил силу) // Ведомости ВС РСФСР. - 1969. - № 32. - Ст. 1397.
10. Кодекс законов о браке, семье и опеке (утв. Постановлением ВЦИК РСФСР от 19 ноября 1926 г.) (ут
Осуществляя деятельность по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, органы опеки и попечительства выполняют 4 основные функции:
- выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей;
- избрание формы устройства таких детей, исходя из конкретных обстоятельств утраты ребенком попечения родителей;
- подбор, учет и подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, попечителями либо принять детей в семью на воспитание в иных формах, установленных семейным законодательством;
- осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания, образования таких детей.
Таким образом, стоит сделать вывод о том, что к основным субъектам усыновления (удочерения) относятся: усыновители, усыновляемые дети и органы опеки и попечительства и иностранные граждане. Вопрос, связанный с иностранными гражданами, как субъектами усыновления весьма спорный. Кроме того, выявленные особенности отдельных категорий усын