Конституционная и социально-правовая характеристика прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в России
ВВЕДЕНИЕ
Одним из видов социальной помощи, которая оказывается в пределах нашего государства выступает предоставление определенным слоям населения мер социальной поддержки, призванное улучшить жизнь отдельных категорий граждан, которые относятся к нуждающимся в той или иной помощи. В качестве одной из таких мер поддержки выступает медицинская помощь, в рамках которой граждане уже могут рассчитывать и на лекарственную помощь.
Актуальность выбранной темы исследования состоит в том, что в настоящее время оказание медицинской помощи – это одно из важнейших направлений медицинских организаций, выполняющих серьезную задачу по лечению граждан. Организация качественной медицинской помощи позволяет решать многие проблемы, связанные с диагностикой, лечением и профилактикой заболеваний. На сегодняшний день в России сложилась сложная демографическая ситуация, обусловленная старением и высоким уровнем смертности населения, ростом распространенности хронических заболеваний, сохранением социаль
Содержание
Введение 3
1. Общая характеристика права на охрану здоровья и медицинскую помощь 7
1.1 Понятия, правовые основы и юридическая природа конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь 7
1.2 Права отдельных категорий граждан в сфере охраны здоровья и оказания медицинской помощи 13
1.3 Правовое регулирование прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь 28
2. Проблемы реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в современной России 34
2.1 Механизм реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь 34
2.2 Современные гарантии обеспечения права на охрану здоровья и медицинскую помощь 42
2.3 Современные механизмы защиты права на охрану здоровья и медицинскую помощь 48
Заключение 55
Список использованных источников 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 04.10. 2022) // Режим доступа : https://docs.cntd.ru/document/9004937 (16.01.2023).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
Федеральный закон от 30 марта 1995 № 38-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – N 14. – Ст. 1212.
Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. Ст. 3699.
Федеральный закон от 18 июня 2001 № 77-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – N 26. – Ст. 2581.
Федеральный закон от 12 апреля 2010 № 61-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.
Федеральный закон от 29 ноября 2010 № 326-ФЗ (ред. от 19.12.2022) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. № 49. Ст. 6422.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
Закон РФ от 02 июля 1992 № 3185-1 (ред. от 08.12.2020) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» // Ведомости СНД и ВС РФ. –1992. – № 33. – Ст. 1913.
Указ Президента РФ от 17 февраля 1995 № 161 (ред. от 23.04.2007) «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы» // Российская газета. № 39. 1995.
Распоряжение Правительства РФ от 12 октября 2019 № 2406-р (ред. от 23.11.2020) «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важ
Однако в последние годы, идет процесс формирования рынка медицинских услуг и нередко происходят случаи, когда нарушается и не предоставляется весь объем услуг, прежде всего это связано с финансированием. Поэтому финансово защищенная часть населения получает медицинские услуги на платной основе. Реформа здравоохранения, была необходимостью, так как одной из главных задач является усиление гарантий и прав граждан. Положительным моментом становится появление статуса равноправного субъекта в отношениях связанных с оказанием медицинских услуг. Но с момента вступления в силу Закона об ОМС с 2011 г. в системе правоотношений складывающихся в этой сфере ОМС до сих пор наблюдается низкий уровень правовой культуры населения, потому что имеет место для отдельных видов медицинских услуг недостаточное правовое обеспечение.
Стоит отметить, что на сегодняшний день отсутствуют комплексные исследования по проблемам обеспечения реализации прав граждан, несмотря на то, что уже сформированы и фак