Исследование цветового зрения у юношей и девушек биологического факультета с использованием таблиц Е. Б. Рабкина
Введение
Цветовое зрение – способность воспринимать и дифференцировать цвет, сенсорный ответ на возбуждение колбочек светом с длиной волны от 400 до 700 нм. Физиологической основой цветового зрения является поглощение волн различной длины тремя типами колбочек [1].
Восприятие цвета является проблемой, которая имеет едва ли не самую многолетнюю и противоречивую историю из всех, связанных с такими явлениями, как ощущения и восприятие. Своими знаниями о восприятии цвета мы обязаны не только физиологам и психологам, но и художникам, философам, поэтам и физикам. Причину столь активного интереса к восприятию цвета понять нетрудно. Цвет не только характеристический признак, присущий буквально всем предметам окружающего нас мира и точно определяющий фундаментальные отличия одних поверхностей и объектов от других, также для людей он является источником сильного эстетического и эмоционального впечатления, основанного на ассоциациях и предпочтениях. Большинство из нас прежде всего обращают
Содержание
Введение…....……………………………………………………...………….4
1 Обзор литературы…….……………………………………...……...……...6
1.1 Эволюция цветового анализатора ….………….…….…...……..….…...6
1.2 Теории цветового восприятия ……………….…...……..….…...……..7
1.3 Природа цвета ……………….…...……..….…...……..….…...……..….10
1.4 Нарушения цветового зрения ……………………………...……....….…13
2 Объект, программа и методика исследований…………………...…...….....15
2.1 Объект и программа исследований…...…….. …...……..…...……..…...15
2.2 Методика исследований …...……..…...……..…...……..…...……..…..15
3 Результаты исследований и их обсуждение………………..………..……...18
Заключение…….………………………………………………………………30
Список использованных источников……………………………….………..31
Список использованных источников
1 Кравков, С. В. Цветовое зрение / С. В. Кравков. – Москва : Академия наук СССР, 1951. – 51 с.
2 Милн, Л. Дж. Чувства животных и человека / Л. Дж. Милн, М. Милн. – Москва : Мир, 1966. – 130 с.
3 Пэдхем, Ч. Восприятие света и цвета / Ч. Пэдхем, Дж. Сондерс. – Москва : Мир, 1978. – 210 с.
4 Роу. К. Концепция цвета и цветовой символизм в древнем мире / К. Роу. – Киев : Ваклер, 1996. – с. 7–46
5 Хайнд, Р. Поведение животных / Р. Хайнд. – Москва : Мир, 1975. – 77 с.
6 Цоллингер, Г. Биологические аспекты цветовой лексики / Г. Цоллингер. – Москва : Мир, 1995. – с. 156–172
7 Черноризов, А. М. Цветовое зрение рыбы как модель цветового зрения человека / А. М. Черноризов // Вестник МГУ. – 1995. – № 4. – с. 35–45
8 Абдуллаева Ш.А. Формирование сенсорного опыта и методика его организации у детей раннего возраста / Ш. А. Абдуллаева. – М : Мир, 1975. – 120 с.
9 Вартан В. П. Сенсорное развитие дошкольников / В. П. Вартан. – Мн : БрГУ, 2007. – 23 с.
10 Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста / А. А. Люблинская // Формирование восприятия пространства и пространственных представлений у детей. – М : АПН РСФСР, 1956. – с.47-62
11 Плаксина Л. И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие / Л. И. Плаксина. – М: РАОИКП, 1999. – 239 с.
12 Кравков С. В. Глаз и его работа / С. В. Кравков. – М : Изд-во АН СССР, 1950. – 115 с.
13 Максимов В. В. Трансформация цвета при изменении освещения / В. В. Максимов. – М : Наука, 1984. – 95 с.
14 Кравков С. В. Цветовое зрение / В. В. Максимов. – М : Изд-во АН СССР, 1951. – 155 с.
15 Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение / Д. Хьюбел. – М : Мир, 1990. – 92 с.
16 Юстова Е. Н. Цветовые измерения (колориметрия) / Е. Н. Юстова. – СПб: Изд. СПб Ун-та, 2000. – 398с.
17 Соколов Е. Н., Измайлов Ч. А. Цветовое зрение / Е. Н. Соколов, Ч. А. Измайлов. – М : Изд-во МГУ, 1984. – 175 с.
18 Пигарев И. Н. Экстрастриарные зрительные зоны коры мозга / И. Н. Пигарев // Физиология зрения. – М : Наука, 1992. – с. 345-400
19 Орлов О. Ю. Цветовое
При увеличении интенсивности относительно длинноволнового света, такого, например, как желто-зеленый или желто-красный, он будет казаться не только более ярким, но и более желтым. Также работает и коротковолновый свет, воспринимаемый как сине-зеленый и фиолетовый, при увеличении интенсивности начинает казаться более синим. Данное изменение оттенка называется эффектом Бецольда-Брюкке
Насыщенность цвета – психологический параметр, отражающий относительное количество цвета поверхности предмета. Насыщенность связана с физическим параметром, называемым спектральной чистотой. Цвет с определенной длиной волны, то есть монохроматический свет, является спектрально чистым светом и кажется довольно насыщенным. Однако добавление к монохроматическому свету света с другой длиной волны или белого уменьшает чистоту, и монохроматический свет начинает восприниматься уже как менее насыщенный. При достаточно сильном разбавлении свет утрачивает свойственный ему оттенок и в конечном ито