Правовое положение лиц без гражданства и иностранцев в России
Введение
Современный этап социально-экономических преобразований способ-ствовал увеличению численности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Особенности возникновения и регули-рования их правового положения лежат на стыке формирования правового статуса, прав и обязанностей, а также гарантий их осуществления. Проводя анализ, можно выявить, конкретные нормативно-правовые акты, берущие своё начало с древности и гарантирующие реализацию прав ранее указанной категории лиц, а также определяющие механизм защиты их нарушенных прав. Они имеют свои особенности и специфику.
Объектом данной курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением иностранными гражданами и лицами без гражданства своих прав и обязанностей на территории Российской Федерации.
Предметом курсовой работы являются правовые акты, регулирующие правовое положение иностранных граждан и апатридов.
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время, интеграция России в мировое сообщество стала все более выраженной, динамика в области культуры, экономики, образования, в сфере трудовых и деловых отношений сопровождается перемещением большого количества людей из государства в государство, что несомненно создает условия для проживания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, число которых постоянно увеличивается, что требует регламентации их правового положения. Так, по данным Главного управления по вопросам миграции МВД РФ, в Российской Федерации численность иностранных граждан и апатридов, прибывших в 2020 составляет 4,014,269 млн, а из стран СНГ– 535 тысяч 923 человека. В большинстве случаев это выходцы из Азербайджана, Армении, Казахстана, Таджикистана. Так, приезжие представляют территорию ближнего зарубежья, закавказского региона. Говоря же о региональной статистике, то, например, в Смоленскую область прибыло 33,860 тыс. Таким образом, в связи с вышеизложенными обстоятельствами, тема правового положения иностранцев в России является особо актуальной.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика формирования правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Российской Федерации. 6
1.1 История развития законодательства о правовом положении иностранных гражданин и апатридов. 6
1.2 Понятие и виды правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству Российской Федерации. 13
Глава 2. Порядок въезда, выезда и пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации 19
2.1 Порядок въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее иностранных граждан и лиц без гражданства. 19
2.2 Порядок пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России. 23
Глава 3. Права, обязанности и ответственность иностранных граждан или лиц без гражданства. Гарантии их прав. 28
3.1 Основные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства. 28
3.2 Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за правонарушения, совершенные на территории России. 32
3.3 Гарантии прав иностранных граждан и лиц без гражданства. 35
Заключение. 40
Список использованной литературы и источников 41
Список использованной литературы и источников
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ, 01.07.2020 № 11-ФКЗ), гл.2// Собрание зако нодательства РФ, 01.07.2020 № 11- ФКЗ, ст.4398.
2. "Венская конвенция о дипломатических сношениях" (заключена в г. Вене 18.04.1961) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.10.2021).
3. «Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают" (Принята 13.12.1985 Резолюцией 40/144 на 116-ом пленарном заседании 40-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996. С. 255 - 259.
4. «Международный пакт о гражданских и политических правах» (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН).
5. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021). // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.10.2021).
6. Федеральный закон от 15.08.1996 N 114-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.10.2021).
7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федера-цию» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» от 31.07.2020 N 305-ФЗ (последняя редакция) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 11.10.2021).
8. Федеральный закон от 31.07.1998 N 155-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2021).
9. Федеральный закон «О подготовке и проведении в Российской Фе-дерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.06.2013 N 108-ФЗ (последняя редакция от 20.04.2021 N 90-ФЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2021).
10. Кодекс Российской Федерации об административных правонару-шениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2021), статьи: 6.9, 20.16, 20.24, 17.12, 20.8// СЗ РФ. 2002. №1. Ст. 1;2021; Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru, 09.03.2021, № 0001202103090035
11. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 85 «Об утверждении Положения о получении разрешения на право плавания судов под флагом иностранного государства по внутренним водным путям Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2021).
12. Постановление Правительства РФ от 12.05.2012 N 472 (ред. от 20.07.2013) «Об утверждении Правил плавания по внутренним водным путям Российской Федерации спортивных парусных судов и прогулочных судов под флагами иностранных государств» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2021).
13. Постановление Правительства РФ от 02.10.1999 N 1102 «О Правилах плавания и пребывания иностранных военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях, в территориальном море, во внутренних морских водах, на военно - морских базах, в пунктах базирования военных кораблей и морских портах Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.10.2021).
14. Постановление Правительства РФ от 11.10.2002 N 754 (ред. от 14.07.2006) «Об утверждении перечня территорий, организаций и объектов, для въезда на которые иностранным гражданам требуется специальное разрешение» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.10.2021).
Исторические источники:
15. Декрет ВЦИК от 05.04.1918 «О приобретении прав российского гражданства» (Документ утратил силу в связи с изданием Постановления ВЦИК, СНК РСФСР от 25.01.1928) // "СУ РСФСР", 1918, N 31, ст. 405 "Известия ВЦИК", N 66, 05.04.1918. (СПС «Консультант Плюс»).
16. Декрет СНК РСФСР от 20.10.1921 «О въезде иностранцев из-за границы на территорию Р.С.Ф.С.Р.» (утратил силу в связи с изданием декрета ВЦИК, СНК РСФСР от 31.08.1925) //"СУ РСФСР", 1921, N 70, ст. 559 "Известия ВЦИК", N 242, 28.10.1921. (СПС «Консультант Плюс»).
17. О гражданстве СССР: Закон СССР от 01.12.1978 № 8497-IX // Ве-домости ВС СССР. 1978. № 49. Ст. 816
Судебная практика:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.1998 N 6-П «По делу о проверке конституционности положения части второй статьи 31 Закона СССР от 24 июня 1981 года "О правовом положении иностранных граждан в СССР" в связи с жалобой Яхья Дашти Гафура» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.10.2021).
Учебная и справочная литература:
2. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 2: Законода-тельство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. М., Юрид. лит., 1985.
3. Иноземцы в России XVI—XVII вв. Очерки исторической биогра-фии и генеалогии. — М.: Прогресс-Традиция, 2007. – 5 c.
4. Гармаева Ю. П., Хориноева А. О. Настольная книга помощника судьи: организация работы и административное судопроизводство. — 3-е изд. — Иркутск: САПЭУ, 2010. — 280 с.
Статьи в научных журналах и сборниках:
5. Алферова, Е.В., Богданова, Н.А. Система науки конституционного права. / Е.В. Алферова, Н.А. Богданова // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 4. Государство и право. – 2019. – № 3. – С. 12–16.
6. Гаврилов Евгений Дмитриевич Основные этапы становления и развитие правового статуса иностранных граждан в России // Евразийский Союз Ученых. 2017. №7-1 (40). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-etapy-stanovleniya-i-razvitie-pravovogo-statusa-inostrannyh-grazhdan-v-rossii (дата обращения: 03.10.2021).
7. Морозов Ю.В. Особенности правового регулирования режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации // Вестник ННГУ. 2015. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-rezhima-prebyvaniya-inostrannyh-grazhdan-i-lits-bez-grazhdanstva-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 16.10.2021).
8. Никитас, И. В. Правовое регулирование административного выдворения на примере деятельности ФССП России / И. В. Никитас, Е. Л. Юдина // Актуальные вопросы права, экономики и управления : сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 августа 2017 года. – Пенза: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2017. – С. 263-266.
9. Филиппова Татьяна Юрьевна История развития законодательства о правовом положении иностранных граждан на территории российского государства // Вестник ИрГТУ. 2013. №6 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-zakonodatelstva-o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-na-territorii-rossiyskogo-gosudarstva (дата обра-щения: 03.10.2021).
Интернет-ресурсы:
10. Брифинг Министра экономического развития Максима Решетнико-ва [Электронный ресурс]: официальный сайт Новости – Правительство России. – URL: http://government.ru/news/42030/ (дата обращения 10.10.2021)
11. Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 4 марта 2021 года [Электронный ресурс]: официальный сайт Новости - Министерство иностранных дел Российской Федерации. – URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/4860249#31 (дата обращения 11.10.2021)
Исключения из принципа равной ответственности соглас-но Конституции РФ, могут устанавливаться только федеральными законами или международными договорами. Самые известные из них касаются юридической ответственности лиц, обладающих дипломатическими или консульскими иммунитетами. В этом случае действуют нормы Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961 ст. 31) «Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания ». Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции.
Затрагивая вопрос о персонале дипломатического представительства и их семьях (если только они являются иностранцами), можно сказать, что указанные лица пользуются лишь иммунитетом от уголовной ответственности. Иммунитет от привлечения к юридической ответственности тесно связан с иммунитетом от административного принуждения. Дипломатический агент, «в какой бы то ни было форме » не может подвергаться аресту или задержанию. Личность дипломатического агента неприкосновенна, гласит (ст.29 Конвенции о дипломатических сношениях (Вена, 18.04.1961))Для консульских должностных лиц и консульских служащих предусмотрен менее льготный правовой режим. Они не подлежат юрисдикции судебных или административных органов государства пребывания лишь в отношении действий, совершаемых при выполнении консульских функции. Консульские должностные лица не подлежат любым формам ограничения свободы, «иначе как во исполнение судебных постановлений, вступающих в законную силу». Однако это лишь общее правило, предусмотренное Венской конвенцией. Государства вправе заключать двухсторонние соглашения, расширяя объем иммунитетов от юрисдикции консульских должностных лиц. Поэтому они часто пользуются теми же привилегиями, что и дипломатические агенты.