Анализ внедрения электронных инноваций в банковской сфере в России
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Деятельность субъектов хозяйствования с целью удержания конкурентных преимуществ требует постоянного поиска новых идей ведения бизнеса, не исключением является и банковский бизнес. Увеличение количества коммерческих банков приводит к поиску последними все новых и новых идей ведения бизнеса ориентированных на экономию средств, увеличение услуг и качественное, мобильное удовлетворение потребностей собственных клиентов. На сегодня, банковская сфера находится в процессе перехода к новому этапу развития, ключевым элементом которого будет выступать инновационная деятельность банка. В настоящее время в банковской сфере можно выделить три уровня развития: увеличение роли и доли инновационных технологий, повышение объема банковских продуктов, создание новых сегментов рынка обслуживания клиентов.
Все большее количество пользователей банковскими услугами переходят к использованию удаленных каналов доступа к банковским продуктам и услугам. Именно инновации, ставшие во
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты электронных инноваций в банковской сфере 5
1.1 Понятие и классификация электронных инноваций в банковской сфере 5
1.2 Особенности развития электронных банковских инноваций в Российской Федерации 21
2. Анализ внедрения электронных инноваций в деятельности российских банков (на примере ПАО «Сбербанк») 33
2.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк» 33
2.2 Анализ электронных инноваций ПАО «Сбербанк» 35
3. Применение мирового опыта внедрения электронных инноваций при развитии рынка банковских продуктов России 44
3.1 Направления развития рынка банковских продуктов в России на основе принципов международного банкинга 44
3.2 Разработка современного банковского продукта для российского рынка, основанного на принципах международного банкинга 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты:
1. Гражданский кодекс, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в редакции от 29 июля 2018 года) [Электронный ресурс] // Справочно – правовая система КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения 10.01.2023).
2. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в редакции 15 апреля 2019 года) [Электронный ресурс] // Справочно – правовая система КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8743/ (дата обращения 10.01.2023).
3. Федеральный закон от 25.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции 27 декабря 2018 года) [Электронный ресурс] // Справочно – правовая система КонсультанПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения 10.01.2023).
Монографии, учебники, периодические издания на русском языке:
4. Алексеева, Д.Г. Современная банковская система Российской Федерации: учебник для вузов] / С.В. Пыхтин, Д.Г. Алексеева. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 929 с.
5. Банковское дело: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина.- М.: КНОРУС, 2018.- 800 с.
6. Беспалова О.В. Понятие и сущность центрального банка: современный взгляд на проблему [электронный ресурс]: официальный сайт /https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-tsentralnogo-banka sovremennyy-vzglyad-na-problemu/viewer (дата обращения: 10.01.2023).
7. Бодров А.А. Конкуренция банков и определение конкурентных преимуществ на современном рынке банковских услуг / А.А. Бодров, В.В. Сенкус // Вестник Кемеровского государственного университета: экономика. – 2017. – № 2. – С. 263-266.
8. Волошин И.А. Рынок розничных банковских услуг РФ: современное состояние и тенденции развития / И.А. Волошин, М.Б. Тершукова // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2019. – № 7. – С. 502-508.
9. Гаджиев А.А. Конкуренция на рынке банковских услуг / А.А. Гаджиев, Ф.К. Хасин // Банковская деятельность: услуги. – 2019. – № 5. – С. 21-30.
10. Головин Ю.В. Банки и банковские услуги в России: вопросы теории и практики / Ю.В. Головин. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 440 с.
11. Данченко Е.А. Рынок банковских продуктов, как основной источник роста экономики в России / Е.А. Данченко // Финансовая аналитика – Банковский сектор: проблемы и решения. – 2018. – № 32. – С. 54-62.
12. Долгосрочных Ю.Ф. Обобщенная классификация банковских продуктов и услуг, как средство повышения рентабельности и конкурентоспособности банка / Ю.Ф. Долгосрочных // Перспективы науки. – 2019. – № 40. – С. 100-102.
13. Достов В. Л., Шуст П. М., Пименов П. В. Развитие платежных институтов в России: проблемы и перспективы
Что касается RegTech, то ключевым преимуществом его восприятия является использование новых технологий, которые позволят финансовым учреждениям лучше управлять широким спектром рисков. Итак, RegTech предлагает ряд преимуществ для улучшения комплаенса и управления рисками. Решение RegTech могут способствовать более быстрому анализу и проверке больших объемов данных, позволяя осуществить всесторонний обзор больших наборов данных для принятия решений и комплаенса. Решение RegTech могут обеспечить финансовые учреждения новой или усовершенствованной прогнозной аналитикой, которая инициирует предварительное расследование потенциальных проблем, например, в выявлении мошенничества и управлении рисками. Они также могут уменьшить эксплуатационные ошибки, связанные с использованием «ручных» процессов.
Использование RegTech и SupTech-решений вносят изменения в существующих процессов регулятора и поднадзорных субъектов, призванные их автоматизировать и сделать процесс надзора и контроля за соблюдением нормативных требований простым и эффективным.
В то же время важна синхронизация действий регулятора и финансовых учреждений. Понимая трудности, возникающие в процессах финансовых учреждений, связанные с соблюдением регуляторных требований, регулятор должен принимать соответствующие меры для стимулирования внедрения такими у