Взаимодействие органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и органов предварительного следствия
ВВЕДЕНИЕ
При расследовании преступлений, перед органами осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее – ОРД) встает основная задача - установление истины. Эту общую задачу возможно решить исключительно с помощью доказательств, т.е. сведений, на основе которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела в ходе изобличения преступника. Однако доказыванию, которое осуществляется органами, осуществляющими ОРД в процессе взаимодействия с органами предварительного следствия по возбужденным уголовным делам, предшествует комплекс оперативно-розыскных мероприятий (далее – ОРМ).
В ходе этой деятельности оперативные подразделения правоохранительных органов, используя предоставленные им законодательством Российской Федерации возможности, получают первичную информацию о признаках преступления, а также о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление. Осуществляют ее проверку, оценку и подготовку к использованию для п
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 6
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
1.1. Принципы, цели и задачи оперативно-розыскной деятельности, являющиеся основой при подготовке материалов для органов следствия 12
1.2. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности, применяемые в ходе взаимодействия с органами предварительного следствия 30
2.ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ СУБЪЕКТАМ 40
2.1 Основные направления использования результатов оперативно-розыскной деятельности, факторы и условия, влияющие на их получение 40
2.2 Порядок, формы и пределы предоставления результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 86
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательство и официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г., с поправками от 30 декабря 2008г., 5 февраля, 21 июля 2014г.) // Российская газета, 18 декабря 1993г.
2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (ч. 1). Ст. 4921 (в действующей редакции).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 25. (в действующей редакции).
4. Закон СССР от 25.12.1958 г. «Об утверждении Основ уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик», статья 29, (ред. от 28.11.1989 г.), документ утратил силу на территории Российской Федерации с 01.07.2002 г. в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2001 г. № 177-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
5. Федеральный закон от 02.12.1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (ред. от 03.08.2018 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
6. Закон Российской Федерации от 13.03.1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» (утратил силу) // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
7. Закон Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями, ред. 29.07.2018 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
8. Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ (с изменениями и дополнениями, ред. 18.06.2017 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
9. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ (с изменениями и дополнениями, ред. 06.07.2016 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
10. Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями, ред. 28.12.2017 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
11. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (с изменениями и дополнениями, ред. 19.12.2016 г.) [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
12. Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1998 г. № 61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Российская газета, 3 февраля 1998 г.
13. Определение Конституционного суда от 14.07.1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И.Г. Черновой». [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 08.01.2023).
14. Определение
Порядок и правила конспирации закреплены в ряде статей Закона «Об оперативно-розыскной деятельности». Это: ограничение пределов предоставления собранных сведений; ограничение судей в праве получать сведения о лицах, оказывающих содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе; использование помощи должностных лиц и отдельных граждан на конфиденциальной основе; требование создания условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах; определение перечня сведений об оперативно-служебной деятельности, составляющих государственную тайну.
Принцип конспирации проявляется и в том, что в соответствии с частью 1 статьи 12 ФЗ «Об ОРД» к сведениям, составляющим государственную тайну, отнесен обширный перечень информации, включающий в себя данные об организации и тактике проведения ОРМ. Организация и тактика ОРД регламентированы ведомственными нормативными правовыми актами, с которыми могут знакомиться лишь должностные лица, имеющие допуск к сведениям, составляющими гостайну. В этих нормативных актах принцип конспирации получил наибольшую конкретизацию.
Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» дает возможность утверждать о наличии дополнительных положений, характеризующих принцип конспирации. Среди них можно выделить зашифровку источников информации, скрытность и маскировку, легендирование. Так, принцип зашифровки источников информации позволяет активно использовать оперативно значимую информацию в ходе проведения ОРМ, не изменяя целенаправленности. Это достигается применени¬ем комбинационной тактики, использованием спецтехники для документирования разговоров, встреч, действий, снятия копий писем, дру¬гих документов. При зашифровке источников информа¬ции большую роль играет использование материалов архивных уголовных дел, личных дел лиц (например, осужденных), оформление сообщений, якобы поступающих от органов по месту жительства разрабатываемого лица. Скрытность и маскировка