Роль Центрального банка РФ в обеспечении экономической безопасности России
ВВЕДЕНИЕ
В Стратегии экономической безопасности Российской Федерации до 2030 г. в качестве основного направления реализации государственной политики в сфере экономической безопасности определено «устойчивое развитие национальной финансовой системы». Поскольку кредитно-банковская система является основой национальной финансовой системы, справедливым следует считать тезис о том, что ее безопасность является одним из приоритетов системы национальной финансовой безопасности.
С точки зрения обеспечения финансовой безопасности на национальном и региональном уровне банковскую систему целесообразным будет рассматривать в качестве: во-первых, определенной совокупности кредитно-расчетных отношений, обеспечивающих движение ссудного капитала и, во-вторых, системы кредитно-финансовых учреждений, обладающих способностью мобилизовать временно свободные денежные средства, в том числе доходы и сбережения домохозяйств. Вполне очевидно, что, как и у всех иных видов национальной финансовой безопасности,
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА БАНКОМ РОССИИ5
1.1. Понятие экономической сущности и характеристика экономической безопасности страны5
1.2. Роль Центрального банка РФ в системе экономической безопасности РФ11
1.3. Инструменты для обеспечения экономической безопасности, в работе ЦБ РФ15
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ30
2.1. Организация банковского регулирования и банковского надзора в РФ30
2.2. Влияние политики Банка России на уровень безопасности банковской деятельности40
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦБ РФ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ53
3.1. Совершенствование деятельности Центрального банка РФ в целях обеспечения экономической безопасности России53
3.2. Рекомендации по повышению роли ЦБ в социально-экономическом развитии страны62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 01.07.2020 №1-ФЗ) // СПС «КонсультантПлюс».
Бюджетный кодекс Российской Федерации : Федер. закон РФ от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ : (ред. от 30.04.2021) // Российская газета. − 1998. – 31 дек. (№ 54).
Налоговый кодекс Российской Федерации : Федер. закон РФ от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ : (ред. от 20.04.2021) // Российская газета. − 1998. – 31 дек. (№ 55).
О безопасности : Федер. закон РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации на период до 2020 г. : Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 // СПС «КонсультантПлюс».
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г : Указ Президента РФ от 13.05.2017 г. № 208 // СПС «КонсультантПлюс».
О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. : Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 // СПС «КонсультантПлюс».
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/acts/19653 // СПС «КонсультантПлюс».
О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. : распоряжение правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р (ред. от 28.09.2018) // СПС «КонсультантПлюс».
Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» : Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 328 // СПС «КонсультантПлюс».
Об утверждении порядка отбора и критериев сельскохозяйственных товаропроизводителей (за исключением сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов), организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, первичн
В 2020 году количество розничных инвесторов более чем удвоилось и к концу года составило почти 10 млн человек. Соответственно, на рынке увеличилась доля инвесторов, не имеющих достаточного опыта и знаний в размещении средств в инвестиционные продукты.
В связи с этим Банк России уделял пристальное внимание вопросам реализации неквалифицированным инвесторам сложных инвестиционных продуктов, в том числе структурных продуктов. Учитывая высокие инвестиционные риски граждан, Банк России рекомендовал профессиональным участникам рынка ценных бумаг и кредитным организациям до введения тестирования клиентов на предмет понимания предлагаемых инструментов и рисков, связанных с ними, воздерживаться от предложения неквалифицированным инвесторам сложных финансовых инструментов – как напрямую, так и через посредников. Банк России продолжил работу по созданию новых возможностей для привлечения финансирования на рынке ценных бумаг.