Языческие обряды и традиции коми-пермяков

В курсовой работе описано происхождение коми-пермяков, проанализированы традиционные представления о них, рассмотрено содержание и проявление обрядов и традиций
Author image
Ilnur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
04.08.2022
Объем файла
84 Кб
Количество страниц
24
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Коми-пермяки — коренное население Пермского края. Их предками являлись племена ломоватовской и родановской культур, расселявшиеся по верхней Каме в VII-ХV вв.

В состав Русского государства входят в 1472 г. В 1925 г. образован Коми-Пермяцкий национальный (с 1977 по 2005 г. автономный) округ—первый национальный округ в России. В настоящее время этническая территория коми-пермяков сохраняет статус округа в составе Пермского, края.

Коми-пермяки издавна называли себя пермяками, пермичами, пермянами. Эти самоназвания происходят от слова пермь — которое в письменной форме живет уже более тысячи лет.

Список литературы

          1. Белицер В.Н. Очерки по этнографии народов коми. ХIХ - начало ХХ в. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1958. - 373 с.

          2. Голева Т.Г. Терминология и содержание ритуалов коми-пермяцкой свадьбы // Вестник археологии, антропологии и этнографии. - 2017. - № 3. - С. 111-119.

          3. Грибова Л. С. К истории Перми Великой: (500 лет христианизации) // Наш край: (Материалы для изучения). - Пермь, 1964. - Вып. 1. - С. 50-59.

          4. Дерябин В. С. Коми-пермяки: тенденции этнокультурного развития // Этнические проблемы регионов России. Пермская область. - М.: Старый Сад, 1998. - С. 362-396.

          5. Из жизни пермяков: Смесь // Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1907 г. - Пермь, 1907. - Прил. - С. 156-157.

          6. Иньвенская дача и хозяйственный быт населяющих ее пермяков // Журн. М-ва внутренних дел. - 1855. - Т. 10, № 2, отд. 3. - С. 25-86.

          7. Коми-пермяки сегодня: особенности этнокультурного развития. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 102./Дерябин В.С.//Москва-1999.

          8. Коми // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (РLАTINА), 2008. — 224 с.

          9. Коми-пермяки // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. +Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Красноярск: Платина (РLАTINА), 2008. — 224 с.

          10. Коми-пермяки // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с.

          11. Кудымов А.Б. Взгляды современников ХVIII - первой половины ХIХ века на этногенез коми-пермяков и их гипотезы происхождения этнонима "пермяк" // Национальные некоммерческие организации, СМИ, местное самоуправление и проблемы межэтнической толерантности. - М., 2000. - С. 109-115.

          12. Мальцев Г. И. Основные черты похоронного обряда коми-пермяков // Проблемы культурогенеза народов Волго-Уральского региона: Материалы межрегион. науч. конф. - Уфа, 2001. - С. 248-251.

          13. Плесовский Ф.В. Свадьба народа коми: обряды и причитания. - Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1968. -320 с.

          14. Рогов Н.А. Материалы для описания быта пермяков // Пермский сборник. - М., 1860. - Кн. 2. -Отд. 2. - С. 1-127.

          15. Чугаева С.В. Трапеза в поминальной обрядности коми-пермяков // Вестник ЧГУ. 2009. №1.

          16. Цыпанов Е.А., Сеппо Лаллукка. Коми-пермяки и коми-пермяцкий округ. История, демографические и этнические процессы // Финно-угорский мир . 2011. №2-3.

          17. Федосеева Е.Н. Лексика северного наречия коми-пермяцкого языка. - Сыктывкар: Институт языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН, 2015. - 196 с.

          18. Шишкин Н. И. Коми-пермяки: Этногр. очерк / Под ред. акад. А. А. Григорьева и И. И. Мещанинова. - Молотов: Молотовгиз, 1947. - 139 с.

          19. Этнокультурная ситуация у коми-пермяков. //, 1990./Котов О.В., Шабаев Ю.П.//Сыктывкар//Научные доклады Коми НЦ УрО РАН. Вып. 254.-1990.

          20. Янович В. М. Пермяки: Этногр. очерк // Живая старина. - 1903. - Вып. 1-2. - С. 52-171.

Масленичная обрядность коми-пермяков включала несколько комплексов. Развитыми были действия, связанные с молодыми. На Масленичной неделе зять обязательно приезжал в гости к теще. При угощении зятя блинами в каждой деревне соблюдался свой ритуал. Например, в деревне Кунгур Гайнского района зять к теще приезжал в пятницу. Теща подносила зятю стопку вина, он выпивал ее и клал в стопку денежки – подарок теще. Теща брала подарок и целовалась с зятем. После этого смотрели, как молодой начинал есть блины: "Если невеста нечестная, тогда зять блин посередке откусывает и обратно кладет". На Масленицу готовился обильный стол." Каждый пермяк приготовляет к Масленице брагу, пиво. А зажиточные покупают и вино, потом, начиная с сырного понедельника, ежедневно стряпают блины, оладьи, сырные, а некоторые и рыбные пироги, яичницы, селянки и варят уху". Существовал и особый порядок приготовления блюд на Масленицу в разные дни недели: оладьи, пироги, блины и т.п.

На Масленице было принято кататься с горок и угоров. Для катания использовали самодельные лотки, самокатки, скамейки, кобылки. В некоторых деревнях, скатившись парой с горы, парень целовал девку. Чтобы лен рос длиннее, в Косинском районе женщины прокатывались с горки на прялке. К Масленице приурочивалось и катание на конях.